Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Факторинг в АКИБАНКе: технологии на службе лидера

Автор: Фирая Хасанова, Заместитель председателя правления ОАО «АКИБАНК»
Издание: Банковские технологии, N7 2010

В своей работе ОАО «АКИБАНК» придает большое значение новейшим банковским технологиям. Инвестиции банка в техническое перевооружение, модернизацию операционной платформы растут год от года. IT-партнеры ОАО «АКИБАНК» в большинстве своем применяют систему менеджмента качества. Такой подход является залогом получения качественных IT-решений, которые, в свою очередь, позволят предоставить клиентам банка высокое и четко контролируемое качество обслуживания.

В качестве автоматизированной банковской системы используется ИБС БИСКВИТ, которую разрабатывает компания «Банковские информационные системы» (БИС). Сотрудничество БИС и АКИБАНКа началось в 2001 г. Тогда при выборе IT-платформы банка в пользу решения от компании БИС сыграли такие качества, как надежность, реализация на основе СУБД промышленного класса, наличие положительных отзывов об эксплуатационных свойствах, качестве услуг по сопровождению, возможностях системы по оперативному расширению и совершенствованию функциональности силами специалистов банка. К тому времени в Республике Татарстан уже был осуществлен ряд установок ИБС БИСКВИТ в банках с «региональной пропиской» и в филиалах столичных банков, поэтому имевшаяся на тот момент специфика по банковской отчетности и регламентам обмена данными с учреждениями Банка России в РТ была уже учтена. В банке работали квалифицированные IT-специалисты, сертифицированные по программам для разработчиков бизнес-систем на основе СУБД Progress. Таким образом, имелись все возможности для быстрой миграции бизнеса на новую высокопроизводительную IT-платформу, последующего оперативного развития функциональности и тонкой подстройки под бизнес-процессы, регламенты и оргструктурную динамику банка.

Так, в 2001 г. мы начали перевод на ИБС БИСКВИТ операционной деятельности головного офиса и двух филиалов банка. В качестве стандарта была принята распределенная архитектура базы данных, когда в каждом филиале работал экземпляр системы с набором функциональных модулей согласно бизнес-потребностям филиала, а все принадлежащие ему офисы работали в терминальном по отношению к филиалу режиме. Четкие процедуры ИБС БИСКВИТ по формированию, сбору и консолидации данных для формирования отчетности по банку в целом позволяли нам соблюдать требования Банка России по срокам, составу и качеству передаваемых отчетных данных. Внедрение в каждом филиале проводилось по оптимальным и унифицированным регламентам, и к моменту начала операционной деятельности в новой информационной системе персонал банка был подготовлен. Бизнес разворачивался мобильно и активно. Сейчас ИБС БИСКВИТ работает по всей сети подразделений из семи филиалов и почти 30 допофисов и оперкасс.

Мы не только расширяли сеть точек присутствия, но и активно наращивали продуктовый портфель. Развитие банковских услуг подчинено влиянию двух равнозначных факторов. С одной стороны, путь развития банковских продуктов определяет спрос, с другой стороны, сами банки стараются найти незанятые ниши. АКИБАНК учитывал обе тенденции, а применяемые в банке технологии и взаимопонимание с поставщиком IT-решений позволяли реализовать наши маркетинговые потребности.

Так, например, в последние годы в ответ на новые потребности бизнеса появились различные схемы кредитования. Одна из таких потребностей — необходимость постоянного сохранения оборотных средств, когда товар уже отгружен, а деньги за него еще не получены. Для решения этой проблемы предприниматели обращаются к услуге факторинга. Под факторингом понимается финансирование банком организации-клиента под уступку ее дебиторской задолженности. Главное преимущество факторинга — отсутствие залога. Размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита — от прошлых. Новый кредитный продукт — финансирование под уступку денежного требования (факторинг) — был впервые представлен банком корпоративным клиентам в 2006 г. Далее банк активно развивал эту услугу в концепции финансового сервиса с предоставлением информационно-аналитического сопровождения. Наряду с автоматизацией бухгалтерского учета по факторинговым операциям это подразумевало формирование ежедневной отчетности о движении денежных средств, анализ состояния дебиторской задолженности, информацию о платежной дисциплине покупателей.

Планируя новую услугу, мы обратились к поставщику основной IT-системы банка компании БИС с запросом на новую функциональность. Факторинг на тот момент был новой услугой не только в регионах, он занимал небольшую долю общероссийского банковского рынка. Компания БИС предложила прототип решения, но наши внутренние процедуры по достижению высокой эффективности продукта и снижению рисков требовали существенных доработок системы.

По спецификациям АКИБАНКа был реализован дополнительный отчет по счетам-фактурам с выборкой всех счетов-фактур, уступленных в заданный период (в том числе не оплаченных), с добавлением информации по выплате остатка средств клиенту и оборотам за заданный период по перечислению остатка приобретенных прав требований на расчетный счет клиента. Для договоров поставки доработан «Отчет по оплате счетов фактур» по всем счетам-фактурам (по заданному ДП), по которым происходила оплата в заданный период (в том числе и частичная). Реализована ведомость начисленных процентов по требованию, которая запускается или из браузера требований, или из транзакции погашения требования. Реализовано формирование уведомления дебитору на договоре поставки, настроен согласно методикам АКИБАНКа аналитический отчет «Доходность банка по факторинговым операциям», который составляется по результатам деятельности для предоставления руководству. В этот отчет по каждому клиентскому договору вносятся итоговая сумма уступленных требований, сумма финансирования, количество дней пользования денежными средствами, вычисляется доходность банка по каждому клиенту (без НДС) и доход банка в процентах годовых. Дополнительно настроены транзакция копирования счетов с ГС на требования, а также открытие счета для каждого требования, генерация нового номера договора факторинга при вводе договора с возможностью редактирования номера по специальному алгоритму. Был усовершенствован интерфейс модуля для настройки многокритериальных фильтров, используемых операционными работниками при работе с данными.

Компания БИС в целях скорейшего выполнения проекта ввела повышенный приоритет для работ по развитию функциональности решения и выделила дополнительные ресурсы, модифицировала стандартные регламенты взаимодействия с заказчиком на время ведения работ по проекту.

Такой подход принес пользу и заказчику, и разработчику. АКИБАНК заложил в новый продукт множество нюансов в целях обеспечения его конкурентоспособности и продвижения на рынке. IT-поставщик приложил максимум усилий, чтобы поддержать стратегически важное направление развития бизнеса, обогатив при этом функциональность своих приложений. Банку не пришлось расширять парк решений и список контрагентов, что позволило избежать дополнительных операционных рисков. Новый банковский продукт получил высокотехнологичную опору. Получив решение с развитыми аналитическими и сервисными качествами, банк смог выйти одним из первых на рынок банковского факторинга в регионе, повысить лояльность имевшейся клиентской базы и привлечь выгодной услугой новых клиентов.


ОАО «АКИБАНК» — универсальное кредитное учреждение с устойчивой динамикой роста, стабильно входящее в число лидеров по основным показателям среди кредитных учреждений Республики Татарстан и региональных банков России. Универсальность ОАО «АКИБАНК» предполагает обслуживание различных категорий клиентов. В своей деятельности банк концентрируется на высокодоходных и динамично развивающихся сферах бизнеса. В числе наших клиентов крупнейшие предприятия электроэнергетики, аграрного сектора, крупные дилеры ОАО «КАМАЗ», лизинговые компании и строительные организации. Очень перспективным сектором является сектор малого и среднего бизнеса. Банк постоянно работает над созданием самых современных и востребованных банковских услуг, способствующих эффективному использованию внутренних ресурсов и гибкой адаптации клиентов банка к быстро меняющимся рыночным условиям.

Скачать в статью в PDF