На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

IT-аутсорсинг - новые горизонты развития банка

Автор: Михаил Шаманин, Вице-президент ОАО «ТАТЭКОБАНК»
Издание: Банковские Технологии № 7-8, 2009

ОАО «ТАТЭКОБАНК» основан в 1992 г. Сейчас инфраструктура банка представлена сетью из главного и пяти дополнительных офисов, двумя операционными кассами вне кассового узла в Казани, филиалом в Москве, операционным офисом в Чебоксарах и семью кредитно-кассовыми офисами в других городах.

В 2008 г. владельцы банка приняли амбициозные планы развития и территориальной экспансии. Предстоящий рост объемов операционной деятельности предопределил обновление бизнес-процессов и продуктового ряда банка, выработку единых стандартов деятельности по банку в целом.

Бизнес-новации выдвинули требования к информационным системам банка. Начиная с 2006 г. для поддержки продуктового ряда, включающего РКО, кредиты и депозиты, депозитарные операции, услуги инкассации и кассы пересчета, применялись решения компании «Банковские информационные системы» (БИС). Ключевые бизнес-процессы по формированию регуляторной отчетности, соблюдению законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ведению внутрихозяйственной деятельности банка также находились в зоне ответственности решений БИС.

Трехлетний период эксплуатации интегрированной банковской системы БИСКВИТ подтвердил надежность системы и высокий уровень компетенций менеджмента и специалистов компании БИС. Сотрудничество было решено продолжить.

Банк поставил разработчику непростую задачу. Требовалось на базе единой информационной платформы в короткие сроки обеспечить развитие функциональности по многим направлениям и при этом максимально сократить первоначальные затраты. Для достижения этих целей было принято решение о переходе банка к полному аутсорсингу в сфере IT, включающему:

  • программную составляющую: все подразделения и офисы банка будут работать в единой информационной среде — централизованной ИБС БИСКВИТ;
  • аппаратную платформу, которая выводится с уровня простой совокупности серверов кредитной организации на уровень центра обработки данных (ЦОД);
  • использование мощностей и каналов связи внешнего ЦОД.
Были сформулированы основные критерии успешности проекта:
  • стандартизация продуктов и бизнес-процессов;
  • подробное описание процессов обслуживания и разработка технологических карт;
  • существенная экономия средств банка — оплата услуг БИС начинается с момента готовности продуктов (уход от классической модели приобретения лицензий, оплаты работ по внедрению, оплаты услуг по сопровождению);
  • полная централизация всех продуктов и бизнес-процессов на единой технологической базе — ИБС БИСКВИТ;
  • использование внешнего центра обработки данных, располагающего всеми необходимыми мощностями и каналами связи.

Разработчик смело двинулся по неизведанному и, как следствие, рискованному пути. Этапы проекта включали комплекс аудиторских, организационных и технологических компонентов. Требовалось осуществить централизацию основной системы автоматизации банка, миграцию данных автономных систем, внедрение новой функциональности.

Проект стал катализатором оптимизации продуктового ряда и унификации бизнес-регламентов в масштабах всего банка, а также перевода подразделения в Чебоксарах из статуса филиала в статус операционного офиса. Стандартизированные бизнес-процессы и продукты были спроецированы в единую информационную среду — централизованную ИБС БИСКВИТ. Это автоматически и практически мгновенно тиражировало лучшие практики по всей сети подразделений банка, включая открываемый филиал в столице.

Кроме уже поддерживаемых ранее в решениях БИС продуктов и бизнес-процессов, для банка была подключена дополнительная функциональность, и в ИБС БИСКВИТ было переведено обслуживание физических лиц. С переходом к использованию централизованной БИСКВИТ.CRM будут реализованы оптимальные технологии предкредитной работы и анализа растущей клиентской базы. Начинается этап массового обслуживания клиентов с использованием пластиковых карточек (дебетовых и кредитных).

Подводя первые итоги, можно с уверенностью сказать, что сотрудничество банка и разработчика перешло на новый уровень развития, который на российском рынке банковских IT пока является скорее исключением, чем практикой. Форма взаимодействия с компанией БИС, как главным IT-подрядчиком в проекте перехода «ТАТЭКОБАНКА» на новый стратегический курс, позволила оптимизировать капиталовложения на старте проекта. Банк получил адекватную IT-поддержку бизнес-целей, сумев избежать существенных дополнительных капиталовложений и сконцентрировать ресурсы на дальнейшем поступательном развитии бизнеса банка.

Загрузить статью в формате PDF