|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| Рынок банковской автоматизации сегодня живее, чем это можно было бы предположить еще полгода назадИздание: Бюллетень финансовой информации №3, 1999 г
На вопросы главного редактора Аналитического банковского журнала Вероники Новиковой отвечает заместитель генерального директора ЗАО БИС Анатолий Грушко
Россия - страна с абсолютно непредсказуемым будущим, на которое кардинально
- После 17 августа прошло уже более полугода. Что происходит с рынком
банковских информационных технологий сегодня? Удалось ли отечественным
компаниям - разработчикам АБС оправиться от кризиса?
Анатолий Грушко: Хочу сразу оговориться - я не берусь оценивать положение всех российских участников этого сектора рынка. Я представляю не аналитическую фирму, подобную АЦФИ, а фирму - поставщика программных продуктов и технологий определенного класса. Ситуация на рынке меня интересует не вообще, а с точки зрения возможности продвижения на него наших конкретных решений. Мы не проводим самостоятельно широкомасштабных исследований рынка, а пользуемся услугами специализирующихся на этом компаний. Поэтому все ниже сказанное будет отражать достаточно субъективный взгляд на ситуацию с точки зрения конкретной фирмы - БИС. На наш взгляд, рынок АБС сегодня все-таки жив. Он даже живее, чем это можно было предположить еще полгода назад. Это основной вывод.
- Какое влияние, по вашему мнению, оказал 1998 год на рынок банковской
автоматизации?
Анатолий Грушко: Я бы не рискнул использовать в ответе прошедшее время. Россия остается страной не только с "непредсказуемым прошлым", но и с абсолютно непредсказуемым будущим. На него самым неожиданным образом в любой момент может повлиять огромное количество факторов, в том числе и порожденных кризисом 1998 года. Последствия кризиса будут сказываться еще долго, и говорить можно лишь о сегодняшнем положении дел, понимая, что завтра все может резко измениться. Чтобы яснее представить, какую роль сыграл 1998 год, целесообразно вначале вернуться к 1997 году. Его нельзя считать обычным с точки зрения конъюнктуры рынка. Переход на новые правила учета вызвал большой спрос на банковские системы. Естественно, такой спрос отразился и на доходах фирм - поставщиков АБС. Для большинства из них доходы за этот год были рекордными. Это справедливо и в отношении нашей компании, хотя БИС не стремился к тому, чтобы на волне ажиотажного спроса любой ценой заполучить максимальное количество новых клиентов. Мы считали своей обязанностью в сложных условиях перехода на новый план счетов и новые правила учета обеспечить традиционно высокий уровень поддержки наших клиентов, сделать этот переход безболезненным и плавным как для конечных пользователей, так и для сотрудников их информационно-технологических служб. В то же время, хотя мы и не предлагали специальных льготных программ приобретения наших продуктов в переходный период, целый ряд банков совместил внедрение системы БИСКВИТ с подготовкой к переходу на новые правила учета, в частности, эти работы были выполнены в филиальной сети Автобанка, в Рострабанке и ряде других. Увеличение клиентской базы и высокие финансовые результаты 1997 года спровоцировали многие ведущие компании на интенсивное расширение штатов, инвестиции в перспективные проекты и так далее. Тем серьезнее отразился на состоянии рынка и перспективах дальнейшего развития 1998 год. Стало ясно, что результаты 1997 года для многих, видимо, останутся рекордными надолго. Начало года ознаменовалось закономерным после повышенного спроса спадом, а августовский кризис привел к серьезному изменению абсолютных объемов и структуры спроса. Разумеется в августе-сентябре российским банкам было не до выбора новых автоматизированных систем. Кризис 1998 года пока не привел к каким-то драматическим изменениям в составе участников российского рынка АБС, но заставил многих из них прибегнуть к различным антикризисным мерам - от свертывания различных программ до явного или скрытого увольнения определенной части сотрудников.
- Каковы последствия кризиса непосредственно для вашей компании?
Анатолий Грушко: На сегодня можно сказать, что, несмотря на некоторое снижение доходов по сравнению с 1997 годом, фирма уверенно и "почти без потерь" преодолела прошедшую часть кризиса. Самое важное, что удалось сделать - сохранить кадры. В период кризиса не было уволено или принудительно отправлено в "отпуск" ни одного сотрудника. Более того, в период с ноября 1998 по март 1999 года штат БИС увеличился почти на 10%. К сожалению, это меньше, чем мы планировали, и поэтому темпы разработки некоторых перспективных проектов пришлось несколько снизить, надеюсь, временно. Пожалуй, для нас это основной негативный результат кризиса.
- Как удается смягчить последствия кризиса?
Анатолий Грушко: Во-первых, нас поддержало то, что практически все наши банки-клиенты устояли в условиях кризиса. И, на мой взгляд, здесь существует определенная закономерность. Конечно, сами по себе наши продукты не делают банк устойчивым, они лишь в какой-то мере могут помочь использующим их специалистам в достижении такой устойчивости. Закономерность в другом. В кризисе больше всего пострадали банки, придерживавшиеся в своей деятельности принципа "делай как все". ИБС БИСКВИТ, как правило, выбирают не "потому, что эту систему знают все и полстраны на ней работает", а на основании детального анализа ее характеристик и возможностей, многократно и тщательно "примеряя на себе". Видимо, наши клиенты столь же самостоятельны и внимательны в выборе стратегии и тактики поведения на рынке банковских услуг. Во-вторых, как я уже говорил, структура спроса на рынке АБС изменилась, но мы не зафиксировали уменьшения реального спроса на наши решения. Уже в октябре нам стало ясно, что услуги на этом секторе рынка будут востребованы, если сохранится сама банковская система. Появились и новые контракты. Интерес банков к решениям БИС сегодня находится на достаточно высоком уровне. В целом удалось решить и финансовые проблемы. Динамика доходов фирмы такова, что в первом квартале 1999 года мы практически вышли на докризисный уровень. Мы уверены - хорошие продукты, как бы банально это не звучало, всегда находят своего покупателя.
- Какова ситуация со спросом на АБС сегодня? Кто покупает и что побуждает
их покупать?
Анатолий Грушко: По сравнению с предыдущими годами изменилась структура спроса, более жестким стал контроль эффективности использования выделяемых на автоматизацию средств. Во многом это связано с последствиями кризиса и обозначившимся переделом рынка банковских услуг. Потенциальных покупателей можно разделить на три группы. Первая группа - "классические клиенты" (их крайне мало, но они попадаются). Это банки, которые и в новых условиях продолжают вести планомерные работы по модернизации своих информационных технологий и имеют необходимые средства для инвестиций. Вторая группа - определенная часть банков, которые в период введения нового плана счетов перешли на новые АБС или сохранили старое решение путем его "косметического ремонта". Это банки, не удовлетворенные качеством продуктов, их сопровождением или условиями, на которых эти продукты поставляются и сопровождаются разработчиком. Они по окончании срока действия специальных предложений периода перехода на новые правила учета вернулись к проблеме выбора уже в новых условиях. И, наконец, третью группу составляют банки, у которых объем операций и номенклатура портфеля услуг в результате кризиса резко возросли, в первую очередь, за счет ушедших или уходящих со сцены игроков. В ряде случаев при этом выяснилось, что используемые в этих банках АБС в силу определенных причин не вписываются в новую информационно-технологическую концепцию, либо просто устарели и требуют несоразмерных затрат на развитие, сопровождение и адаптацию к новой структуре банка. К вышесказанному следует добавить одно существенное замечание: не все потенциальные клиенты могут в условиях продолжающегося кризиса сейчас выделить или запланировать деньги на приобретение АБС. В этом случае появляется эффект "отложенного спроса" - приобретение системы напрямую связывают с экономической ситуацией, в которой банк окажется в ближайшем будущем.
- Меняются ли сегодня отношения между поставщиком
информационно-технологических решений и пользователями?
Анатолий Грушко: Динамика изменения соотношения спроса и предложения на рынке банковских информационных технологий ставит поставщика во все более жесткие условия и делает покупателя все более разборчивым и въедливым. Покупатель все меньше доверяет информации глянцевых буклетов, рекламных статей, презентаций, и все более длительным становится предшествующий подписанию контракта период ознакомления с интересующей системой, концепцией ее проектирования и разработки, все более скрупулезным - процесс изучения ее возможностей и особенностей. Требования к ней становятся все более специфичными и ориентированными на собственные представления об организации работы с различными банковскими продуктами. В этих условиях выигрывают фирмы, не просто предлагающие готовые решения, качественные в функциональном и технологическом отношении, но и способные за разумные цены и в ограниченные сроки удовлетворить индивидуальные запросы банка.
- Ожидаете ли вы в связи с реструктуризацией банковской системы нового
передела рынка АБС среди отечественных компаний-разработчиков?
Анатолий Грушко: По различным объективным и субъективным причинам, в числе которых не последнее место занимает реструктуризация, некоторое перераспределение долей рынка, видимо, будет. Более серьезные изменения возможны, только если возникнут длительные проблемы у какой-либо из ведущих фирм-разработчиков. Однако направление развития рынка АБС весьма зависят от развития событий в банковской системе, что, в свою очередь, во многом определяется дальнейшими действиями Центрального Банка РФ. Пока что ясности нет.
- Ожидаете ли вы появление новых отечественных фирм - разработчиков АБС,
состоящих из команд прежних отделов автоматизации крупных банков,
которые писали для них системы?
Анатолий Грушко: Теоретически это возможно, но в настоящих условиях маловероятно. Даже если есть замечательная АБС, самостоятельно разработанная специалистами банка и вполне успешно эксплуатируемая в нем, для создания на ее основе тиражируемого коммерческого продукта и "раскрутки" его на рынке нужно выполнить целый комплекс работ и мероприятий. Это и маркетинговые мероприятия, и документирование, и доводка технологических характеристик системы до уровня, обеспечивающего возможность с приемлемыми трудозатратами осуществлять авторское сопровождение системы, установленной у нескольких пользователей, и многое другое. Все это требует времени и серьезных финансовых затрат. И чем лучше в функциональном отношении (а значит сложнее) система, тем выше затраты. Все эти проблемы нам хорошо знакомы, так как БИС появился на свет примерно таким образом: фирма была создана группой специалистов - выходцев из Внешэкономбанка, но это было в начале, а не в конце 90-х годов. Сегодня совсем другая ситуация: предложение превышает спрос. Я думаю, что сейчас успешное появление на рынке новых фирм - разработчиков АБС вряд ли произойдет. Рынок сужается и становится все более тесным даже для уже действующих на нем компаний, и вполне вероятно, что некоторые из них вынуждены будут уйти, поскольку окажутся просто не в состоянии поддерживать свою работоспособность без притока финансов.
- Судя по всему, без дела вы не останетесь, несмотря на то, что кризисный
процесс приобрел затяжной характер?
Анатолий Грушко: Пока мы находимся в состоянии "умеренного оптимизма", насколько это слово можно считать уместным в сложившейся ситуации. Есть основания предполагать, что процесс начинает входить в фазу некоторой стабилизации и количество действующих банков не сократится так резко, как это многими прогнозировалось. На наш взгляд, рынок АБС и автоматизированных банковских технологий как таковой сохранился. При этом финансовые условия и "правила игры" для участников рынка стали более жесткими. Есть определенные предпосылки к тому, что ситуация на рынке не ухудшится и в 1999 году, при этом спросом будут пользоваться в основном АБС на платформе профессиональных СУБД (Oracle, Progress). А это как раз наша ниша. | |||||||||||||||||||||||||||||||
© 2009-2024 Акционерное общество
“Банковские Информационные Системы” |
115114, Москва, Шлюзовая набережная 6 стр 4, т.: +7(495) 780 3773, факс: (495) 780 3771, www.bis.ru, info@bis.ru.
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, 22, литера А, т./ф: (812) 448 1879, info@spb.bis.ru. 440052, Пенза, ул. Бурмистрова 6а, офис 2. т.: (927) 365 3123, info@bis.ru. |