Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

"БИСКВИТ". Опыт внедрения в Гута Банке.

Автор: С.В.Таратынкин, директор Департамента информационных технологий Гута Банка
Издание: Бухгалтерия и банки №3, 2000

Прошедший год для Гута Банка стал годом больших структурных и функциональных преобразований. Перед руководством Гута Банка и "Госинкор-холдинга", финансовым ядром которого является банк, была поставлена задача: превратить Гута Банк в крупный универсальный банк общероссийского масштаба, имеющий разветвленную сеть иногородних филиалов и предоставляющий клиентам - физическим и юридическим лицам - весь спектр банковских продуктов. Речь, в частности, шла об открытии в Московском и других регионах страны свыше 40 филиалов и дополнительных офисов, а также о реорганизации головного офиса. Причем, сделать это надо было в достаточно сжатые сроки - всего за 6-8 месяцев. Создание Гута Банком своей филиальной сети на базе "Инкомбанка" и "Уникомбанка" привело к тому, что наряду с высококвалифицированными, имеющими огромный опыт работы специалистами, за которыми потянулись и новые для Гута Банка клиенты, были получены в наследство и безнадежно устаревшие программные средства.

Решение поставленной технологически сложной задачи - серьезное испытание для департамента информационных технологий банка любого уровня. В нашем же случае потребовалось практически полностью пересмотреть уже реализованные решения в области информационных технологий, начиная от структуры и кадрового состава самого департамента и заканчивая вопросами программного и технического обеспечения.

Департамент информационных технологий банка начал заниматься вопросом выбора новой автоматизированной банковской системы (АБС) еще в 1998 году. Поиск шел прежде всего в области АБС западного образца, причем, учитывался опыт таких банков, как "Российский кредит", "СБС-Агро", "Токобанк", "Конверсбанк" и т.д. Однако после августовского кризиса планы пришлось скорректировать. Стало ясно, что в отведенные сроки и при запланированном финансировании проекта решить задачу можно только на основе АБС российского производства. Но требования предъявлялись жесткие:

  • высокая производительность, позволяющая системе в головном офисе поддерживать одновременную работу нескольких сотен пользователей с заданными временными характеристиками;
  • максимальная надежность;
  • возможность построения схемы, позволяющей дополнительным офисам работать на центральном компьютере в режиме on-line;
  • наличие отработанного решения для филиалов;
  • "открытость" системы в плане ее адаптации к технологии банка и расширения функциональных возможностей.

И самое главное - вся структура банка должна была заработать на новой АБС в течение полугода.

Проанализировав ситуацию, из десятка российских банковских систем, так или иначе представленных на рынке, мы выбрали достаточно нестандартное решение - АБС БИСКВИТ российской компании "Банковские Информационные Системы". Нестандартность решения заключалась, прежде всего в том, что АБС БИСКВИТ работает на основе системы управления базами данных (СУБД) Progress, которая имеет на российском рынке меньшую известность по сравнению с такими "брэндами", как Oracle и DB2. Кроме того, АБС БИСКВИТ не предоставляет пользователям графических рабочих мест в среде Windows за исключением рабочих мест для аналитических подразделений банка. Однако, указанные особенности системы сыграли положительную роль в нашем проекте, значительно сократив расходы на компьютерное оборудование рабочих мест пользователей и каналы передачи данных для подключения дополнительных офисов в Москве. Специалисты фирмы смогли подтвердить высокую производительность системы, предоставив нам информацию о ее реальном внедрении в крупных банках. Сейчас мы видим, что их заявления не были голословными - в настоящее время БИСКВИТ уверенно поддерживает одновременную работу 200 пользователей в головном офисе с хорошими временными характеристиками и, можно утверждать, что при необходимости он справится и со значительно большей нагрузкой.

При развитой информационной инфраструктуре, большом количестве пользователей системы, дополнительных офисах, работающих в режиме on-line, количестве транзакций в день более 10 тысяч, АБС должна работать безотказно 7 дней в неделю 24 часа в сутки. Это обеспечивается в первую очередь двумя факторами: компьютерным оборудованием со 100-процентным "горячим" резервированием и системным программным обеспечением, включающим в себя операционную систему (ОС) и СУБД, иначе говоря, так называемую "платформу", на которой основывается АБС.

В головном офисе банка сейчас установлен и функционирует двухмашинный вычислительный комплекс на основе компьютеров SUN Microsystems Enterprise 4500 (основной компьютер - 4-х процессорный с двумя гигабайтами ОЗУ, резервный - 2-х процессорный с одним гигабайтом ОЗУ) с ОС Solaris. Комплекс обеспечивает 100-процентное резервирование оборудования. Следует отметить, что вычислительные комплексы такого класса - редкость для российских коммерческих банков. Аналогичный с точки зрения вычислительной мощности комплекс установлен, например, в Центробанке России.

В качестве СУБД используется американская система Progress, являющаяся стандартной при построении программных систем такого класса и не уступающая по мощности и функциональным возможностям таким системам, как Oracle и Informix.

Указанная "платформа" обеспечивает очень важное свойство АБС БИСКВИТ - возможность организации удаленной работы пользователей с подключением к центральному компьютеру по "тонкому" (с пропускной способностью до 64 Кбит/сек.) каналу связи. Использование именно "тонкого" канала позволяет резко снизить стоимость аренды телекоммуникационных линий связи. В Гута Банке подключение компьютеров дополнительных офисов к головному офису осуществляется по прямым выделенным каналам 64 Кбит/с, арендуемым у компании "Голден Лайн". Весь трафик между дополнительными и головным офисами защищается специальными средствами.

Реализованная на практике схема работы дополнительных офисов в режиме on-line, предусматривающая централизованное ведение баз данных счетов, клиентов, документов и выполнение всех финансовых операций, полностью себя оправдала. Она дает возможность полностью контролировать финансовые потоки, исключает необходимость передачи данных в головной офис по результатам дня. При этом все дополнительные офисы используют единую технологию и операционные настройки.

При выборе АБС большое внимание уделялось проблемам, связанным с филиальной сетью банка. Здесь рассматривались две задачи. Во-первых, возможность установки АБС в большое количество филиалов в сжатые сроки. Во-вторых, возможность унификации версии АБС филиала и головного офиса. Мы принимали во внимание положительный опыт внедрения системы БИСКВИТ, например, "Автобанком" для информатизации своей филиальной сети. "Автобанку" удалось инсталлировать систему более чем в 20 филиалах в течение полугода. Практика установки системы в филиалы Гута Банка показала, что среднее время внедрения системы в одном филиале составляет примерно 10 дней.

Вторая задача - унификация версии АБС филиала и головного офиса - оказалась более сложной. Дело в том, что в филиалы в сжатые сроки устанавливалась стандартная версия системы, в то время как в головном офисе осуществлялись необходимые согласованные доработки. Можно констатировать, что сейчас версии АБС головного офиса и филиалов имеют достаточно серьезные различия и находятся в процессе выравнивания.

Непростым оказался и сам переход на новую АБС в крупном работающем банке. Специалисты банка вместе с сотрудниками компании "БИС" разработали и применили уникальную технологию внедрения новой системы, основанную на концепции постепенного перевода функций из действующей системы "Диасофт" в АБС БИСКВИТ. Благодаря этому удалось устранить возможные негативные последствия, которые могли проявиться при скачкообразном переходе на новую АБС. Выравнивание данных при переводе их из АБС БИСКВИТ в "Диасофт" происходило в режиме реального времени, из "Диасофта" в БИСКВИТ - по результатам закрытия дня.

В процессе внедрения новой системы производится настройка операций или, говоря иначе, финансовых транзакций. Механизм настройки достаточно гибок и потому позволяет очень тонко настроить систему в соответствии с требованиями выработанной технологической модели. По сути, в процессе внедрения производится реинжиниринг технологической деятельности банка, то есть описание технологических процессов в терминах банковских операций, создание схем прохождения и обработки финансовых документов, постов контроля и т.д. Каждая операция автоматически генерирует несколько банковских проводок по счетам (в среднем 3-5). Это, во-первых, повышает производительность труда, во-вторых, в значительной степени снижает количество ошибок, допускаемых персоналом. В системе "Диасофт" работа велась на уровне элементарных проводок.

АБС БИСКВИТ является "открытой" системой. В соответствии с договором с компанией "БИС" банк располагает исходными текстами системы, что позволяет эффективно использовать потенциал собственных технологов и программистов для доработки системы на уровне программного кода. Такие работы также проводятся в случае необходимости и специалистами компании "БИС". В целом можно сказать, что банк обладает всеми возможностями для адаптации системы под требования выбранной технологической модели.

Создание многофилиальной банковской структуры с обширной корреспондентской сетью требует развития расчетных функций головного офиса, иначе говоря, создания расчетного центра. В настоящее время в АБС БИСКВИТ завершается доработка системы межфилиальных расчетов в соответствии с предъявленными нами требованиями. В качестве технологии расчетов была принята технология обмена финансовыми сообщениями с филиалами на основе форматов сообщений русифицированного СВИФТ. Она напоминает технологии "МАРС" Инкомбанка тем, что использует те же форматы сообщений, принципы обмена и систему безопасности, но отличается более высоким уровнем автоматизации бизнес-процессов.

Сегодня поддерживаются два способа обмена сообщениями между головным офисом и филиалами: посредством электронных документов с телексным ключеванием и посредством электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью (ЭЦП) и передаваемых по электронной почте. Весь междугородный электронный документооборот осуществляется по выделенным каналам с шифрованием информации на канальном уровне. Исключение может составлять временная схема подключения филиалов при отсутствии выделенного канала, в этом случае защита информации производится программным способом (шифруется отдельно каждое сообщение).

В целом внедрение в Гута Банке АБС БИСКВИТ было завершено в декабре 1999 года. Сегодня БИСКВИТ - основная банковская система, которая выполняет весь спектр учетных операций, позволяет получать всю необходимую отчетность. Поставленная руководством банка задача в первом приближении выполнена. Однако возникает вопрос: как будут развиваться информационные технологии банка в 2000 году?

Основное внимание будет уделено дальнейшему внедрению АБС БИСКВИТ во вновь открываемых бизнес-подразделениях, дополнительных офисах и филиалах, установке таких модулей, как "Кредиты и депозиты", "Векселя", обеспечению стыка с отдельно стоящими периферийными системами - карточным процессинговым центром и системой "Телебанк", которые взаимодействуют с основной банковской системой опосредованно путем переноса проводок. Расширением функциональности системы с учетом специфических потребностей банка занимаются как специалисты фирмы "БИС", так и сотрудники департамента информационных технологий банка.

Одновременно с "БИСКВИТом" вводилась в эксплуатацию система удаленного обслуживания корпоративных клиентов "Клиент-банк" компании БСС, являющейся партнером БИС. Уже сейчас эта система обслуживает порядка 200 клиентов банка.

Еще одна важная задача - создание единой аналитической системы банка и холдинга, без которой процесс принятия управленческих решений крайне затруднен и неэффективен. Сейчас действует несколько подсистем сбора и обработки аналитической информации, и важнейшей задачей 2000 года станет их дальнейшее развитие и интеграция с АБС БИСКВИТ.

Будет совершенствоваться система информационной безопасности банка. Решение этой проблемы основывается на конкретных организационных и технических схемах, разработкой и внедрением, которых занимается департамент информационных технологий и служба безопасности банка.

И последнее. Гута Банк завоевал хорошие позиции в деле использования Интернет-технологий. Работают уже упомянутая выше система "Телебанк", предназначенная для обслуживания клиентов - физических лиц, система удаленных торгов "Remote Trader", система "Клиент-Банк-Онлайн" для обслуживания юридических лиц. Все эти системы предполагается интегрировать с АБС БИСКВИТ. Мы уверены, что и в этом году на российском рынке банковских услуг Гута Банк останется среди лидеров использования Интернет-технологий.