Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Управленческий учет доходов и расходов с использованием ИБС БИСКВИТ

Автор: Александр Ефремов
Издание: Банки и технологии №5, 2001

Определить, каковы финансовые результаты направлений бизнеса банка, - одна из основных задач, которые должен решать управленческий учет доходов и расходов. Очевидно, что для этого прежде всего нужно распределить все доходы и расходы банка по направлениям бизнеса.

Однако не все расходы могут быть отнесены к направлениям бизнеса непосредственно. Так, расходы на содержание управленческого персонала или на коммунальные услуги сначала относятся на подразделения или на банк (филиал) в целом. На подразделения могут быть отнесены, например, расходы на заработную плату, а на банк (филиал) - расходы на электроэнергию.

Так или иначе, управленческий учет доходов и расходов осуществляется в привязке к некоторым объектам - продуктам, подразделениям или банку (филиалу) в целом. Такие объекты называются центрами учета (или центрами). Центры, на которые обычно относятся только расходы, называются центрами затрат (cost center), а имеющие отношение и к доходам, и к расходам называются центрами прибыли (profit-center).

Центры могут объединяться в более крупные. Например, отделы -в управления, управления - в департаменты; продукты - в группы продуктов, группы продуктов - в направления бизнеса и т.п.

Доходы и расходы учитываются посредством полупроводок по соответствующим счетам с указанием ссылки на центр для каждой полупроводки. Виды счетов, с которыми корреспондируют доходные и расходные счета, зависят от метода учета.

Как известно, существуют два метода учета доходов и расходов: кассовый метод и метод начислений. Метод начислений дает более полную картину, так как предполагает признание доходов и расходов непосредственно в момент их возникновения, независимо от того, произведена оплата или нет. В связи с этим он является предпочтительным для управленческого учета.

Однако, поскольку бухгалтерский учет, регламентируемый Центральным банком РФ, должен вестись кассовым методом, банковская автоматизированная система должна поддерживать оба метода. В ИБС БИСКВИТ счета начисленных доходов и расходов открываются в отдельной категории учета вне плана счетов, определенного Центральным банком.

При использовании метода начислений счета доходов и расходов корреспондируют со счетами дебиторов и кредиторов. Поэтому эти счета открываются в той же категории учета, что и счета начисленных доходов и расходов. В отличие от балансовых счетов дебиторов и кредиторов на них отражается задолженность, возникшая в результате оказания услуг.

Поскольку счета управленческого учета открываются в отдельной категории, базовой валютой не обязательно должен быть рубль. Если потребуется, в качестве базовой валюты можно использовать любую другую валюту (например, доллары США или евро).

Для удобства работы с информацией близкие по экономическому смыслу счета начисленных доходов и расходов могут агрегироваться в статьи, статьи -в более крупные статьи и т.д., причем вариантов агрегирования может быть несколько.

Расходы, отнесенные на банк (филиал) в целом, должны быть разнесены по центрам. Такое разнесение обычно производится пропорционально значениям так называемых базовых показателей. Например, разнесение затрат на отопление может производиться пропорционально площади помещений, занимаемых подразделениями-центрами.

Для каждого базового показателя создается свой так называемый общебанковский (или общефилиальный) центр, который соотносится с банком в целом. Например, могут быть созданы: общебанковский центр затрат, распределяемых пропорционально численности сотрудников; общебанковский центр затрат, распределяемых пропорционально площади занимаемых помещений и др.

Таким образом, на основе информации управленческого учета мы можем рассчитать прямые доходы и расходы банка в разрезе статей, счетов и центров учета.

Таблица 1. Прямые доходы и расходы
Статьи доходов и расходов
Центры
1
2
 
2.1
2.2
Статья 1
Статья 1.1            
    Статья 1.1.1          
      Счет 1        
      Счет 2        
      Счет 3        
    Статья 1.1.2          
      Счет 4        
      Счет 5        
  Статья 1.2            
    Статья 1.2.1          
      Счет 6        
      Счет 7        
    Статья 1.2.2          
      Счет 8        
    Статья 1.2.3          
      Счет 9        
Статья 2              
      Счет 10        
      Счет 11        
Итого:
       

Для того чтобы рассчитать финансовый результат банка в разрезе продуктов, групп продуктов, направлений бизнеса, необходимо все расходы, отнесенные на подразделения, перенести на продукты. Предварительно суммы могут переноситься между подразделениями, например от обслуживающих подразделений на операционные. Кроме того, суммы могут перераспределяться между продуктами, например расходы по пассивным продуктам (частные вклады) на активные продукты (кредиты выданные). Другими словами, требуется перераспределить суммы между центрами учета.

Перераспределение сумм производится пропорционально значениям базовых показателей (аналогично разнесению сумм с общих центров). С помощью базовых показателей определяется степень участия подразделения в том или ином продукте или степень участия одного подразделения в деятельности других, или доли пассивных операций в финансировании активных и т.п.

Кроме того, между центрами может производиться перераспределение некоторых фиксированных сумм, а некоторые фиксированные суммы могут закрепляться за центром, т.е. не перераспределяться: например доходы, полученные управлением автоматизации за оказание консультационных услуг сторонней организации.

В общем случае сначала от центра перераспределяются все фиксированные суммы, из оставшейся суммы вычитается фиксированная сумма, закрепленная за центром, после чего полученная сумма перераспределяется пропорционально значениям базового показателя.

Пропорции перераспределения можно представить в виде матрицы коэффициентов (табл. 2)., в которой одно измерение- это центры-источники, другое - центры-получатели. В ячейке матрицы указывается отношение значения базового показателя для центра-получателя и для банка в целом. Сумма значений коэффициентов для центров-источников должна быть не меньше 0 и не больше 1. Если сумма меньше 1, то это значит, что часть суммы, перераспределяемой по коэффициентам, остается на центре.

Таблица 1. Прямые доходы и расходы
  Центр 1 Центр 2 Центр 3 Центр 4 Центр 5
Центр 1 - 0,2 0 0 0
Центр 2 0,3 - 0,3 0 0,4
Центр 3 0,1 0,1 - 0,5 0,3
Центр 4 0 0 0,5 - 0,5
Центр 5 0,3 0 0 0 -

Пример

В качестве базового показателя для отдела кадров выбрана численность сотрудников на конец периода.

Кроме того, за каждого нового принятого на работу сотрудника отдел кадров переносит фиксированную сумму расходов 500 единиц на соответствующее подразделение.

    Подразделения банка:
  • Кредитное управление - 20 человек;
  • Управление РКО - 10 человек;
  • Бухгалтерия - 10 человек;
  • Аппарат управления - 10 человек;
  • Всего (без отдела кадров) - 50 человек.

За отчетный период было принято на работу 2 человека: один в кредитное управление и один - в бухгалтерию.

Прямые расходы отдела кадров за отчетный период составили 3000 единиц. Прямые доходы, не подлежащие перераспределению, составили 200 единиц.

В дальнейших расчетах доходы и прибыль обозначаются положительными, а расходы и убытки - отрицательными числами.

Итог по прямым доходам и расходам отдела кадров составил: -3000 + 200 = -2800 единиц.

В результате получаем следующие коэффициенты перераспределения сумм (табл. 3).

Таблица 3. Коэффициенты перераспределения сумм
  Отдел кадров Кредитное управление Управление РКО Бухгалтерия Аппарат управления
Отдел кадров - 20/50 = 0,4 10/50 = 0,2 10/50 = 0,2 10/50 = 0,2
Кредитное управление          
Управление РКО          
Бухгалтерия          
Аппарат управления          

Сначала переносятся фиксированные суммы: -500 единиц на кредитное управление и -500 единиц на бухгалтерию. 200 единиц закреплено за самим отделом кадров. Оставшаяся сумма, или -2800 - (-500) - (-500) - 200 = -2000 единиц расходов, перераспределяется в соответствии с коэффициентами. Перераспределение сумм представлено в табл. 4. Всего с отдела кадров на другие подразделения перенесено 3000 единиц расходов.

Таблица 4. Перераспределение расходов
  Отдел кадров Кредитное управление Управление РКО Бухгалтерия Аппарат управления Итого
Итого по прямым доходам и расходам -2800          
Отдел кадров +3000 -500 - 2000 * * 0,4 = -1300 -2000 * 0,2 = = -400 -500 -2000 * * 0,2 = -900 -2000 * 0,2 = = -400 0
Кредитное управление            
Управление РКО            
Бухгалтерия            
Аппарат управления            
Итого            

В итоговой строке получаем окончательные финансовые результаты в разрезе центров учета. Финансовые результаты центров затрат обычно обнуляются, так как чаще всего полностью переносятся на другие центры. Таким образом, финансовый результат банка оказывается распределенным по центрам прибыли, которые соответствуют продуктам, группам продуктов и направлениям бизнеса.