|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| Централизация технологических и информационных ресурсов - стратегическое направление развития ИТ ГУТА-БанкаАвтор: Сергей ТаратынкинИздание: Банковские технологии №1, 2002
Тему автоматизации крупного многофилиального Банка, каким является ГУТА-Банк, располагающий 40 филиалами, можно раскрывать с разных сторон и рассматривать в разных аспектах. В настоящей статье я остановлюсь только на одном, важном на мой взгляд вопросе -- вопросе баланса централизации и децентрализации технологических и информационных ресурсов банка. Под технологическими ресурсами далее понимаются программные системы, реализующие какие-либо бизнес-процессы. Под информационными ресурсами понимаются базы данных, с которыми взаимодействуют или которые порождают технологические ресурсы. В совокупности технологические и информационные ресурсы составляют программный комплекс Банка. При автоматизации многофилиального банка помимо традиционных задач автоматизации -- задач технического и программного оснащения, обеспечения телекоммуникаций, выбора и внедрения автоматизированной банковской системы (АБС) с требуемой функциональностью и другими свойствами -- возникают специфические задачи, которые проистекают из территориальной распределенности банковской структуры. К ним мы относим следующие:
Эти задачи выходят за рамки традиционных задач автоматизации обычного банка и требуют специальных подходов для их решения. Другими словами, после внедрения в ГО и филиалах банка даже очень хорошей АБС, технологам и ИТ-персоналу требуется приложить еще много усилий, чтобы достичь вышеперечисленных целей. С одной стороны, требуется обеспечить максимальную интеграцию всех технологических и информационных ресурсов, другими словами программного комплекса, в ГО банка, с другой -- "трансплантацию" этих ресурсов практически в полном объеме в филиалы. Идеологией построения программного комплекса ГУТА-Банка является максимальная централизация всех видов ресурсов в рамках разумной достаточности, которая заключается в том, что данная задача не ставится как абсолютная. Если взять в качестве технологического ресурса автоматизированную банковскую систему (с 1999 г. наш банк работает на ИБС БИСКВИТ фирмы "Банковские Информационные Системы"), то можно видеть, что как ГО, так и каждый филиал имеет собственную установку АБС, и в этом смысле обеспечивается их определенная информационная самостоятельность. Мы рассматривали возможность реализации более жестко централизованной системы, в которой транзакции от филиалов обрабатываются центральным компьютером ГО в режиме "онлайн", либо аналогичной системы, построенной по региональному принципу (подобная схема была реализованна в "СБС-Агро"). Однако проведенный расчет показал, что в этом случае резко увеличивается стоимость всего проекта за счет вводимой избыточности по вычислительной мощности в ГО и резервированию каналов связи. Поэтому было принято следующее решение. Во-первых, на сегодня в Банке обеспечена информационная централизация по всей филиальной сети. Помимо сбора официальной отчетности, создана технология сбора в ГО от филиалов всей первичной информации: данных по клиентам, счетам, проводкам, документам, договорам. Эта информация собирается в единую базу данных, которая является одним из разделов базы данных ИБС БИСКВИТ, тем самым создается информационная основа для решения вышеперечисленных задач. Таким образом, в ГО Банка сформировано, действует и постоянно расширяется информационное хранилище первичных учетных данных по всей филиальной сети. Другими словами, создан централизованный информационный ресурс при децентрализованном технологическом ресурсе, в данном случае - АБС. Эта технология сбора первичной информации оформлена в виде программного модуля "Хранилище первичной информации филиалов" в составе ИБС БИСКВИТ. Модуль реализует следующие задачи: Для многофилиального банка:
Для корпоративного клиента, имеющего разветвленную сеть собственных филиалов:
Таким образом, на основе централизации информационных ресурсов реализуются не только внутренние задачи банка, но и создается новый банковский продукт. Технология работы модуля "Хранилище первичной информации филиалов" следующая. Информация от филиалов выгружается процедурами экспорта данных автоматически после завершения операционного дня в заранее установленные интервалы времени или, при необходимости, по инициативе оператора. Первичные аналитические данные принимаются процедурами импорта в централизованное хранилище. При этом автоматически выполняется контроль поступления данных к назначенному сроку, контроль целостности первичных данных и соответствия их синтетическим данным. При обнаружении ошибок и несоответствий формируются почтовые сообщения и отправляются ответственным лицам в филиалах и ГО. С помощью интерфейсов и специально разработанных отчетных форм можно получить развернутую картину счетов, движений денежных средств, информацию по клиентам, различную агрегированную информацию. Во-вторых, кроме рассмотренной технологии сбора информации в ближайшее время в рамках ИБС БИСКВИТ планируется ввод в эксплуатацию технологии централизованного учета собственных векселей банка. Эта задача рассматривается как одна из приоритетных, так как в значительной степени снижает риски при совершении операций с векселями в филиальной сети. В рамках данной технологии, охватывающей весь спектр вексельного учета, предусмотрено ведение в ГО централизованного реестра векселей и обязательная авторизация в режиме "онлайн" при совершении операций с векселями, выполняемых в филиальной сети. В-третьих, в течение полугода планируется ввод в эксплуатацию модуля депозитарного учета, создаваемого в рамках ИБС БИСКВИТ. Данная технология будет также централизованной и поддерживаться системами удаленного доступа "Банк-Клиент" компании БСС и "Банк--Клиент Онлайн" компании "СтепАп", которые уже сейчас позволяют клиентам банка в удаленном режиме выполнять депозитарные операции. В-четвертых, помимо рассмотренных централизованных технологий в рамках ИБС БИСКВИТ в Банке введены в эксплуатацию и функционируют другие централизованные технологические и информационные ресурсы:
Подводя итог, хотелось бы сделать следующее обобщение. Идеология централизации ресурсов является общей тенденцией при организации информационной и технологической поддержки банковского бизнеса. Она позволяет снижать риски, связанные с мошенническими операциями, повышать оперативность управления финансовыми потоками, точно и оперативно оценивать достигаемый финансовый результат, предоставлять клиентам инвариантный относительно их места нахождения банковский сервис на современном уровне, снижать расходы на техническую поддержку, в том числе и на содержание технического персонала. Собственный опыт, а также анализ различных источников показывает, что данная тенденция отражает стратегическое направление развития информационных технологий в банковском бизнесе и будет превалировать в обозримом будущем. Об авторе:Таратынкин Сергей Викторович -- Вице-Президент, директор Департамента Информационных Технологий ЗАО "КБ ГУТА-Банк". | |||||||||||||||||||||||||||||||
© 2009-2024 Акционерное общество
“Банковские Информационные Системы” |
115114, Москва, Шлюзовая набережная 6 стр 4, т.: +7(495) 780 3773, факс: (495) 780 3771, www.bis.ru, info@bis.ru.
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, 22, литера А, т./ф: (812) 448 1879, info@spb.bis.ru. 440052, Пенза, ул. Бурмистрова 6а, офис 2. т.: (927) 365 3123, info@bis.ru. |