Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Получение бухгалтерской, налоговой, международной и управленческой отчетности на основе управленческого учета в ИБС БИСКВИТ

Автор: Александр Ефремов
Издание: Бухгалтерия и банки №2, 2002

В настоящее время перед банками стоит задача организации учета, позволяющего получать, как минимум, отчетность для ЦБ РФ и налоговую отчетность, отличающиеся методами признания доходов и расходов. В первом случае применяется кассовый метод, во втором - метод начислений. Кроме того, некоторым банкам требуется получать международную отчетность (IAS, GAAP). Учет доходов и расходов по международным стандартам ведется методом начислений. Однако, принципы признания доходов и расходов в налоговом учете несколько отличаются от принятых в международных стандартах. Наконец, многим банкам необходимо получать различную управленческую отчетность как по начисленным, так и по оплаченным доходам и расходам.

Модуль "Управление доходами и расходами" интегрированной банковской системы БИСКВИТ позволяет вести детальный управленческий учет доходов и расходов банка и получать на его основе различные виды отчетности. Рассмотрим особенности организации учета в системе.

Во-первых, расходы учитываются в нескольких разрезах одновременно:

  • периоды;
  • контрагенты;
  • статьи доходов, расходов;
  • центры финансового учета.

Во-вторых, доходы и расходы учитываются в несколько этапов:

  • доходы, расходы будущих периодов (предоплата);
  • оценочные расходы (предварительная оценка до получения счетов к оплате);
  • доходы, расходы, подтвержденные счетами к оплате, авансовыми отчетами и т.п.;
  • оплаченные доходы, расходы.

Даже если счет к оплате за услугу, оказанную в текущем периоде, не получен, расход, тем не менее, начисляется. Стоимость услуги оценивается на основании договора, предыдущих периодов, объема оказанных услуг в натуральном выражении.

Если была произведена предоплата, то система позволяет связать услугу с предоплатой. В этом случае расход автоматически разбивается на две части: расход по кассовому методу на сумму предоплаты и оценочный расход по методу начислений на разницу между оценочной стоимостью услуги и суммой предоплаты.

При получении счета к оплате он заносится в систему и связывается с начисленным ранее оценочным расходом. На основе счета к оплате производится корректировка расхода. Корректировка заключается в начислении или списании разницы между суммой счета к оплате и оценочной суммой расхода. Корректировка проводится в периоде, в котором получен счет к оплате. При этом сумма расхода нарастающим итогом будет в точности равна сумме счета к оплате. В ИБС БИСКВИТ корректировка организована в виде двух операций: списания начисленных оценочных расходов по курсу на дату начисления и начисления расхода на сумму счета к оплате.

При оплате счета производится окончательная переоценка расхода, выраженного в иностранной валюте. Переоценка проводится в том периоде, когда был оплачен счет. В системе эта операция делится на две: списание расхода на сумму счета к оплате по курсу на дату получения счета и начисление расхода на ту же сумму в оригинальной валюте, но по курсу на дату оплаты. Одновременно с переоценкой система позволяет учесть расход кассовым методом на балансовом счете.

Указанные особенности учета позволяют получать разнообразную отчетность, в том числе:

  • отчетность для ЦБ РФ;
  • налоговую отчетность;
  • международную отчетность;
  • управленческую отчетность.

Отчетность для ЦБ РФ получается на основе информации о доходах и расходах по кассовому методу, т.е. на основе счетов к предоплате, связанных с оказанными услугами, и счетов, оплаченных после оказания услуг.

Налоговая отчетность получается на основе доходов и расходов, подтвержденных счетами к оплате, авансовыми отчетами и т.п.

Международная отчетность получается на основе оценочных расходов, доходов, всех корректировок и переоценок.

Управленческая отчетность достаточно разнообразна, поскольку доходы и расходы учитываются в четырех разрезах. Благодаря тому, что учет ведется поэтапно, можно получить, например, следующие отчеты:

  • педоплаченные, но не оказанные услуги в разрезе контрагентов;
  • начисленные расходы, не подтвержденные счетами к оплате - в разрезе статей расходов, контрагентов, центров учета;
  • начисленные, но не оплаченные расходы, включая не подтвержденные счетами к оплате (оценочные) в разрезе статей расходов, контрагентов, центров учета;
  • начисленные, но не оплаченные расходы, подтвержденные счетами к оплате, в разрезе статей расходов, контрагентов, центров учета;
  • платежный календарь.

Отчет о предоплаченных, но не оказанных услугах получается на основе оплаченных счетов к предоплате, не связанных с оказанными услугами.

Отчет о начисленных расходах, не подтвержденных счетами в оплате, получается на основе оценочных расходов, не связанных со счетами к оплате.

Отчеты о начисленных, но не оплаченных расходах, получаются на основе неоплаченных счетов к оплате, а также, в первом из двух видов отчетов, на основе оценочных расходов, не связанных со счетами к оплате.

Перечисленные отчеты можно объединять в детальные отчеты о расходах по методу начислений (таблицы 1, 2).

Таблица 1. Форма детального отчета о расходах по методу начислений в разрезе статей расходов
Период:
Контрагент:
Центр финансового учета:
  Статья 1 Статья 2   ...   Статья N
1. Расходы по методу начислений, всего        
  1.1 в т.ч. подтвержденные счетами        
    1.1.1 в т.ч. оплаченные        
    1.1.2 в т.ч. не оплаченные        
  1.2 в т.ч. оценочные        
2. Расходы будущих периодов (предоплаченные, но не оказанные услуги)        
3. Выставленные, но не оплаченные счета к предоплате        

Таблица 2. Форма детального отчета о расходах по методу начислений в разрезе центров финансового учета
Период:
Контрагент:
Центр финансового учета:
  ЦФО 1 ЦФО 2  ...  ЦФО N
1. Расходы по методу начислений, всего        
  1.1 в т.ч. не оплаченные        
    1.1.1 в т.ч. подтвержденные счетами        
    1.1.2 в т.ч. не подтвержденные счетами        
  1.2 в т.ч. оплаченные        
2. Расходы будущих периодов (предоплаченные, но не оказанные услуги)        
3. Выставленные, но не оплаченные счета к предоплате        

Платежный календарь (таблица 3) получается на основе счетов к оплате и счетов к предоплате. Система поддерживает функцию авторизации счетов.

Таблица 3. Форма платежного календаря
Срок платежа Контрагент Сумма (авторизовано) Сумма (не авторизовано)
...      
...      

Таким образом, использование модуля "Управление доходами и расходами" ИБС БИСКВИТ позволяет организовать единый учет доходов и расходов для получения различных видов отчетности: бухгалтерской, налоговой, международной и управленческой.