Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Поддержка законодательства по отмыванию доходов в ИБС БИСКВИТ

Автор: Кирилл Поскакалов
Издание: Банки и технологии №2, 2002

В настоящее время принят ряд законодательных актов, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и накладывающих на кредитные организации дополнительные требования по отслеживанию таких операций. Дополнительные требования выдвигаются и к АБС, связанных с хранением и обработкой информации, по выявлению подобных операций и лиц, причастных к ним.

Законодательная база

Летом 2001 г. был принят федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" N 115-ФЗ (далее - федеральный закон), который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Действие данного закона направлено на защиту прав и интересов граждан, общества и государства путем создания механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Приведу основные определения доходов, полученных преступным путем, и операций по легализации доходов, данные в федеральном законе.

Доходы, полученные преступным путем - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями.

Для реализации требований Федерального закона Банк России выпустил ряд положений и указаний, регламентирующих действия банков по определению информации, связанной с легализацией доходов, участников этих операций, а также действий по предоставлению информации об операциях по легализации доходов и их участников в уполномоченный орган:

- Положение ЦБР от 28 ноября 2001 г.
N 160-П "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем";

- Положение ЦБР от 28 ноября 2001 г.
N 16 "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем";

-Указание ЦБР от 28 ноября 2001 г.
N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Вышеперечисленные документы вступают в силу одновременно с федеральным законом. Они уточняют и регламентируют его требования для кредитных организаций.

Политика кредитной организации

Согласно федеральному закону кредитная организация должна выполнять следующие операции, подпадающие под действие закона, а именно:

  • идентифицировать лицо, совершающее операции, подлежащие обязательному контролю, а также лицо, по поручению которого совершается такая операция;
  • документально зафиксировать и представить в уполномоченный орган сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, а также лиц, имеющих отношение к этой операции.

Для успешного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем кредитная организация должна разработать:

  1. Правила внутреннего контроля;
  2. Программы осуществления внутреннего контроля;
  3. Порядок обеспечения конфиденциальности информации;
  4. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;
  5. Критерии выявления и признаки необычных сделок.

Необходимым условием успешного противодействия отмыванию доходов является наличие разработанных четких правил по выявлению подозрительных операций и операций по легализации доходов, а также вовлечение всех сотрудников кредитной организации в процесс выявления подозрительных операций и изучения информации об участниках этих операций на всех этапах работы с документами, в рамках их компетенции.

Однако необходимо учитывать, что в каждом конкретном случае при рассмотрении операций в отношении их принадлежности к действиям, связанным с отмыванием доходов, окончательное решение принимает ответственный сотрудник - специальное должностное лицо, ответственное за программу противодействия отмыванию доходов в целом.

Основные действия в рамках противодействию легализации доходов, представлены на рисунках 1 и 2.


Рис.1. Этапы изучения сведений о клиенте.


Рис.2. Этапы изучения сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

Указания ЦБР N 137-Т регламентируют новую рекомендуемую форму анкеты клиентов - юридических лиц, физических лиц и кредитных организаций.

Согласно указаниями ЦБР банкам рекомендовано собирать и хранить следующие дополнительные сведения о своих клиентах:

  • уровень риска отмывания доходов;
  • информацию об учредителях (для клиентов - юридических лиц);
  • наличие лицензий;
  • информацию об органах и обособленных подразделениях юридического лица (для клиентов - юридических лиц);
  • основные виды деятельности клиента;
  • операции, проводимые по счету;
  • источники поступления средств;
  • история, репутация, сектор рынка, конкуренты;
  • сведения о постоянных контрагентах, а также ряд других сведений.

Определение уровня риска осуществления клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов проводится в рамках правил внутреннего контроля в целях противодействия на основе документа, описывающего процедуру его оценки. Кредитная организация самостоятельно определяет уровни риска отмывания доходов (на основании рекомендаций, изложенных в указаниях №137-Т) и критерии отнесения клиента к тому или иному уровню риска.

Основными факторами, влияющими на уровень риска осуществления клиентом операций по легализации доходов, являются вид деятельности и географическое положение, а также вид операций, осуществляемых клиентом. Например, высокое значение уровня риска имеют клиенты, совершающие банковские операции, позволяющие легко конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную или быстро переводить денежные средства из одного государства в другое.

Положение №161-П регламентирует процесс и формат передачи данных. Подготовленные данные по операциям легализации доходов, полученных преступным путем, а также участникам операций передаются в ЦБР в формате DBF. Этот файл содержит пять основных информационных секций:

  1. Информация о проведенной операции;
  2. Сведения о непосредственном участнике операции;
  3. Сведения об участнике, осуществляющем операции от имени другого лица;
  4. Сведения об участнике операции, по поручению которого она осуществляется;
  5. Сведения о получателе платежа.

Если кредитная организация имеет филиальную сеть, информация об этих операциях может передаваться в ЦБР как непосредственно от филиала, так и через Головной банк, где данные проходят объединение с данными Головного банка и других филиалов (отделений). Данная схема проиллюстрирована на рис. 3.


Рис. 3. Общая схема передачи информации по операциям легализации (отмыванию) доходов в ЦБР.

Пунктирная линия от Филиала к Головному банку означает, что данные, переданные филиалом в ЦБР, могут направляться и в Головной банк для анализа.

Противодействие отмыванию доходов и АБС

Пакет документов ЦБР относительно легализации (отмывания) доходов требует от используемых кредитными организациями автоматизированных банковских систем (АБС) дополнительных возможностей, связанных с требованиями ЦБР в части хранения, фиксирования и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также их участников.

Для полноценной поддержки требований ЦБР АБС должна отвечать следующим требованиям:
в части хранения информации о клиентах

  • осуществлять хранение реквизитов, необходимых для изучения клиента и присвоения ему уровня риска относительно совершения операций по легализации доходов, полученных преступным путем;
  • осуществлять формирование новый формы анкеты клиента - физического, юридического лица, кредитной организации, регламентированной указаниями ЦБР №137-Т;
в части выявления операций по легализации
  • позволять проводить классификацию операций по кодам видов операций в момент ввода документа (во время операционной работы). Такая классификация основана на информации, содержащейся в первичных документах;
  • осуществлять поиск и просмотр операций по легализации (отмыванию) доходов по кодам легализации (отбирать операции с присвоенным кодом вида операции по легализации (отмыванию) доходов);
  • осуществлять автоматический поиск подозрительных операций, а также операций по легализации на основе критериев определенных ЦБР. Результатом поиска таких операций должно быть соотнесение операции (документа) с кодом вида операции (см. Приложение 6 к Положению ЦБР №161-П);
  • иметь возможность гибко настраивать критерии для отбора операций, подозреваемых в легализации, а также операций, сведения о которых необходимо предоставлять в уполномоченный орган, соотносить настроенные критерии с видом операций согласно Приложению 6 к Положению ЦБР №161-П;
  • иметь возможность выбрать значение кода операции по легализации между значением, присвоенным документу во время его ввода, и значением, присвоенным при поиске документа по критериям;
  • определять, какие операции попадут в отчет, направляемый в ЦБР, а какие нет;
  • учитывать возможность изменения перечня видов операций, сведения о которых передаются в уполномоченный орган (Расширение видов операций, указанных в Приложении 6 к Положению ЦБР №161-П).

По предоставлению сведений об операциях и лицах-участниках в уполномоченный орган АБС должна выполнять следующие функции:

  • передавать данные об операциях и участниках в Головной банк для последующей консолидации;
  • получать данные об операциях и участниках из филиалов (отделений);
  • консолидировать данные, полученные от филиалов (отделений);
  • вводить, просматривать, редактировать, удалять данные вручную (как консолидированные, так и нет);
  • подготавливать данные об операциях и участниках в формате DBF для передачи в ЦБР;
  • передавать данные в ЦБР (как консолидированные, так и нет).

Также стоит отметить, что решение по реализации требований законодательства по легализации (отмыванию) доходов должно быть целостным и составлять единую технологию по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Технология работы кредитной операции по осуществлению мероприятий по противодействию легализации доходов

Во время приема и обработки первичных документов в различных подразделениях кредитной организации сотрудники (операционисты, старшие операционисты, контролеры, кассиры и др.) проводят отнесение операций к тому или иному виду согласно Приложению 6, к Положению ЦБР №-161-П "Справочник видов операций".

Для хранения сведений о клиенте должны быть заполнены все необходимые реквизиты, чтобы при необходимости (например, при инспекции уполномоченным органом кредитной организации на предмет выполнения требований законодательства по легализации доходов, полученных преступным путем) получать отчет в виде анкеты клиента - физического, юридического лица или кредитной организации, регламентированных указаниями №137-Т.

В течение дня ответственный сотрудник (группа сотрудников) изучает операции на предмет их принадлежности к операциям по легализации (отмыванию) доходов. Результатом изучения является отнесение этих операций к конкретному виду, которое производится на основе критериев, представленных в статье 6 Федерального закона, а также в Приложении 6 Положения №161-П.

Виды операций по легализации (отмыванию) делятся на шесть больших групп. Одним из условий для отнесения операции к категории, подлежащей обязательному контролю, является сумма операции, которая равна или превышает 600000 рублей.

Группы видов операций по легализации доходов:

  1. Операции с денежным средствами в наличной форме;
  2. Операции с лицами, имеющими регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо с лицами, являющимися владельцами счетов в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  3. Операции с лицами, имеющими регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо с лицами, являющимися владельцами счетов в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  4. Операции по банковским вкладам;
  5. Иные сделки с движимым имуществом;
  6. Иные операции.

Для удобства осуществления деятельности по выявлению операций по отмыванию доходов в ИБС БИСКВИТ реализован журнал ответственного сотрудника структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов. Данный журнал предназначен для изучения и классификации операций и позволяет просматривать как документы, так и бухгалтерские проводки.

Администратор ИБС БИСКВИТ настраивает условия выборки операций, состоящие из комбинации "элементарных" критериев, на основании которых операция относится к тому или иному виду. В качестве критериев для определения принадлежности используются:

  • балансовый счет по дебету документа;
  • балансовый счет по кредиту документа;
  • лицевой счет по дебету документа;
  • лицевой счет по кредиту документа;
  • назначение счета по дебету документа;
  • назначение счета по кредиту документа;
  • условное обозначение (шифр) документа, проводимого по счетам в банке (согласно Приложению 1, правилам бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации N 61.)
  • категория банковской операции;
  • страна отправителя платежа;
  • страна получателя платежа;
  • страна регистрации или местоположение (местонахождение) участника операции;
  • содержание операции;
  • уровень риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Данный перечень является открытым. Если еще какой-либо критерий может помочь в определении вида операций по отмыванию доходов, то пользователь системы (администратор АБС) может включить его в настраиваемые условия выборки. Очень важно, что данный механизм не привязан к бизнес-процессам конкретной кредитной организации, а является настраиваемым. Это удобно при добавлении новых условий для определения вида операции Центральным Банком России.

Используя журнал ответственного сотрудника, кроме поиска операций и автоматической классификации операций на основе настроенных критериев можно назначать данные, которые попадут в отчет, осуществлять изучение сведений об участниках операции, а также делать выбор для каждой операции между кодом, присвоенным на этапе операционной работы с документом, и кодом, полученным при автоматической классификации по видам операций.

В конце дня (или не позже следующего дня) ответственный сотрудник готовит данные для передачи в уполномоченный орган. Подготовка данных включает в себя отбор и редактирование операций, сведения о которых подлежат передаче в Центральный Банк Российской Федерации. При наличии у кредитной организации филиальной сети производится сбор данных по операциям филиалов (отделений), объединение с данными других филиалов (отделений) и данными головного банка. Подготовленные данные передаются в формате DBF (регламентировано положением № 161-П) в уполномоченный орган.

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и связанные с ним указания и положения ЦБР, хотя и являются важными и нужными для защиты прав граждан и выполнения международных обязательств Россией, добавили кредитным организациям работы. Это хранение и обработка больших объемов дополнительной информации, необходимой для изучения клиента, дополнительные процедуры по определению операций по отмыванию доходов, возложенные на всех сотрудников кредитной организации, а также дополнительный анализ банковских операций для выявления операций по легализации доходов. Часть проблем может быть снята с помощью АБС, в которой проработаны вопросы по контролю легализации доходов.