|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| Поддержка законодательства по отмыванию доходов в ИБС БИСКВИТАвтор: Кирилл ПоскакаловИздание: Банки и технологии №2, 2002
В настоящее время принят ряд законодательных актов, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и накладывающих на кредитные организации дополнительные требования по отслеживанию таких операций. Дополнительные требования выдвигаются и к АБС, связанных с хранением и обработкой информации, по выявлению подобных операций и лиц, причастных к ним. Законодательная базаЛетом 2001 г. был принят федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" N 115-ФЗ (далее - федеральный закон), который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Действие данного закона направлено на защиту прав и интересов граждан, общества и государства путем создания механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Приведу основные определения доходов, полученных преступным путем, и операций по легализации доходов, данные в федеральном законе. Доходы, полученные преступным путем - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями. Для реализации требований Федерального закона Банк России выпустил ряд положений и указаний, регламентирующих действия банков по определению информации, связанной с легализацией доходов, участников этих операций, а также действий по предоставлению информации об операциях по легализации доходов и их участников в уполномоченный орган:
- Положение ЦБР от 28 ноября 2001 г.
- Положение ЦБР от 28 ноября 2001 г.
-Указание ЦБР от 28 ноября 2001 г. Вышеперечисленные документы вступают в силу одновременно с федеральным законом. Они уточняют и регламентируют его требования для кредитных организаций. Политика кредитной организацииСогласно федеральному закону кредитная организация должна выполнять следующие операции, подпадающие под действие закона, а именно:
Для успешного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем кредитная организация должна разработать:
Необходимым условием успешного противодействия отмыванию доходов является наличие разработанных четких правил по выявлению подозрительных операций и операций по легализации доходов, а также вовлечение всех сотрудников кредитной организации в процесс выявления подозрительных операций и изучения информации об участниках этих операций на всех этапах работы с документами, в рамках их компетенции. Однако необходимо учитывать, что в каждом конкретном случае при рассмотрении операций в отношении их принадлежности к действиям, связанным с отмыванием доходов, окончательное решение принимает ответственный сотрудник - специальное должностное лицо, ответственное за программу противодействия отмыванию доходов в целом. Основные действия в рамках противодействию легализации доходов, представлены на рисунках 1 и 2.
Указания ЦБР N 137-Т регламентируют новую рекомендуемую форму анкеты клиентов - юридических лиц, физических лиц и кредитных организаций. Согласно указаниями ЦБР банкам рекомендовано собирать и хранить следующие дополнительные сведения о своих клиентах:
Определение уровня риска осуществления клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов проводится в рамках правил внутреннего контроля в целях противодействия на основе документа, описывающего процедуру его оценки. Кредитная организация самостоятельно определяет уровни риска отмывания доходов (на основании рекомендаций, изложенных в указаниях №137-Т) и критерии отнесения клиента к тому или иному уровню риска. Основными факторами, влияющими на уровень риска осуществления клиентом операций по легализации доходов, являются вид деятельности и географическое положение, а также вид операций, осуществляемых клиентом. Например, высокое значение уровня риска имеют клиенты, совершающие банковские операции, позволяющие легко конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную или быстро переводить денежные средства из одного государства в другое. Положение №161-П регламентирует процесс и формат передачи данных. Подготовленные данные по операциям легализации доходов, полученных преступным путем, а также участникам операций передаются в ЦБР в формате DBF. Этот файл содержит пять основных информационных секций:
Если кредитная организация имеет филиальную сеть, информация об этих операциях может передаваться в ЦБР как непосредственно от филиала, так и через Головной банк, где данные проходят объединение с данными Головного банка и других филиалов (отделений). Данная схема проиллюстрирована на рис. 3.
Пунктирная линия от Филиала к Головному банку означает, что данные, переданные филиалом в ЦБР, могут направляться и в Головной банк для анализа. Противодействие отмыванию доходов и АБСПакет документов ЦБР относительно легализации (отмывания) доходов требует от используемых кредитными организациями автоматизированных банковских систем (АБС) дополнительных возможностей, связанных с требованиями ЦБР в части хранения, фиксирования и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также их участников.
Для полноценной поддержки требований ЦБР АБС должна отвечать следующим требованиям:
По предоставлению сведений об операциях и лицах-участниках в уполномоченный орган АБС должна выполнять следующие функции:
Также стоит отметить, что решение по реализации требований законодательства по легализации (отмыванию) доходов должно быть целостным и составлять единую технологию по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Технология работы кредитной операции по осуществлению мероприятий по противодействию легализации доходовВо время приема и обработки первичных документов в различных подразделениях кредитной организации сотрудники (операционисты, старшие операционисты, контролеры, кассиры и др.) проводят отнесение операций к тому или иному виду согласно Приложению 6, к Положению ЦБР №-161-П "Справочник видов операций". Для хранения сведений о клиенте должны быть заполнены все необходимые реквизиты, чтобы при необходимости (например, при инспекции уполномоченным органом кредитной организации на предмет выполнения требований законодательства по легализации доходов, полученных преступным путем) получать отчет в виде анкеты клиента - физического, юридического лица или кредитной организации, регламентированных указаниями №137-Т. В течение дня ответственный сотрудник (группа сотрудников) изучает операции на предмет их принадлежности к операциям по легализации (отмыванию) доходов. Результатом изучения является отнесение этих операций к конкретному виду, которое производится на основе критериев, представленных в статье 6 Федерального закона, а также в Приложении 6 Положения №161-П. Виды операций по легализации (отмыванию) делятся на шесть больших групп. Одним из условий для отнесения операции к категории, подлежащей обязательному контролю, является сумма операции, которая равна или превышает 600000 рублей. Группы видов операций по легализации доходов:
Для удобства осуществления деятельности по выявлению операций по отмыванию доходов в ИБС БИСКВИТ реализован журнал ответственного сотрудника структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов. Данный журнал предназначен для изучения и классификации операций и позволяет просматривать как документы, так и бухгалтерские проводки. Администратор ИБС БИСКВИТ настраивает условия выборки операций, состоящие из комбинации "элементарных" критериев, на основании которых операция относится к тому или иному виду. В качестве критериев для определения принадлежности используются:
Данный перечень является открытым. Если еще какой-либо критерий может помочь в определении вида операций по отмыванию доходов, то пользователь системы (администратор АБС) может включить его в настраиваемые условия выборки. Очень важно, что данный механизм не привязан к бизнес-процессам конкретной кредитной организации, а является настраиваемым. Это удобно при добавлении новых условий для определения вида операции Центральным Банком России. Используя журнал ответственного сотрудника, кроме поиска операций и автоматической классификации операций на основе настроенных критериев можно назначать данные, которые попадут в отчет, осуществлять изучение сведений об участниках операции, а также делать выбор для каждой операции между кодом, присвоенным на этапе операционной работы с документом, и кодом, полученным при автоматической классификации по видам операций. В конце дня (или не позже следующего дня) ответственный сотрудник готовит данные для передачи в уполномоченный орган. Подготовка данных включает в себя отбор и редактирование операций, сведения о которых подлежат передаче в Центральный Банк Российской Федерации. При наличии у кредитной организации филиальной сети производится сбор данных по операциям филиалов (отделений), объединение с данными других филиалов (отделений) и данными головного банка. Подготовленные данные передаются в формате DBF (регламентировано положением № 161-П) в уполномоченный орган. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и связанные с ним указания и положения ЦБР, хотя и являются важными и нужными для защиты прав граждан и выполнения международных обязательств Россией, добавили кредитным организациям работы. Это хранение и обработка больших объемов дополнительной информации, необходимой для изучения клиента, дополнительные процедуры по определению операций по отмыванию доходов, возложенные на всех сотрудников кредитной организации, а также дополнительный анализ банковских операций для выявления операций по легализации доходов. Часть проблем может быть снята с помощью АБС, в которой проработаны вопросы по контролю легализации доходов. | |||||||||||||||||||||||||||||||
© 2009-2024 Акционерное общество
“Банковские Информационные Системы” |
115114, Москва, Шлюзовая набережная 6 стр 4, т.: +7(495) 780 3773, факс: (495) 780 3771, www.bis.ru, info@bis.ru.
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, 22, литера А, т./ф: (812) 448 1879, info@spb.bis.ru. 440052, Пенза, ул. Бурмистрова 6а, офис 2. т.: (927) 365 3123, info@bis.ru. |