Ѕанковские информационные системы
Ќа главную  онтакты  арта сайта ¬ерси€ дл€ печати
ѕќ»— 
ќ компании ѕартнеры ѕродукты ”слуги  лиенты ѕресс-центр ‘орум

“ехнологии автоматизации банковской отчетности: теори€ и практика

јвтор: јнатолий √рушко, ƒиректор по развитию «јќ "Ѕанковские »нформационные —истемы" ("Ѕ»—")
»здание: јналитический банковский журнал є5, 2009

—овершенствование процессов получени€ банковской отчетности — это составна€ часть задачи внедрени€ новых стандартов корпоративного управлени€. ѕо сравнению с другими задачами, сто€щими перед кредитной организацией, задача автоматизированного получени€ отчетности может показатьс€ одной из наиболее простых и пон€тных. ƒействительно, вс€ необходима€ информаци€ должна присутствовать в автоматизированных информационных системах банка, нормативна€ база определена. ѕочему же периодически возникает необходимость решать эту задачу снова и снова?..

ѕосто€нного совершенствовани€ процессов получени€ банковской отчетности требуют по€вление новых и модификаци€ существующих отчетных форм, внедрение новых аналитических методик и стандартов корпоративного управлени€, а также частые изменени€ нормативной базы.

÷ели и задачи

јдресаты отчетности имеют собственные интересы и цели, которые пересекаютс€ только частично и должны учитыватьс€ при автоматическом или автоматизированном составлении различных видов отчетности - об€зательной в соответствии с требовани€ми Ѕанка –оссии, ћ—‘ќ, налоговой, управленческой. Ќесовпадающие цели пользователей учетной информации привод€т к различным трактовкам концептуальных основ учета и отчетности и существованию различных стандартов ведени€ учета. ”сложн€ет получение отчетности и тот факт, что структура плана счетов, утвержденного Ѕанком –оссии, не

позвол€ет получать р€д отчетов на основании только данных бухгалтерского учета. ƒл€ этого дополнительно требуетс€ информаци€, котора€ содержитс€ в кредитных и депозитных договорах, документах по другим видам сделок. –ассмотрим более детально составл€ющие процесса формировани€ об€зательной отчетности, чтобы сформулировать требовани€ к информационным технологи€м и вы€вить возможные проблемы.

ѕри подготовке об€зательной банковской отчетности основной целью, которую преследует банк, €вл€етс€, безусловно, соответствие требовани€м регулирующих органов. јл€ поддержки этих требований в автоматизированной информационной системе необходимо формализовать и алгоритмизировать нормативные требовани€, разработать методики, технологию и регламенты подготовки отчетных форм и обеспечить корректные и полные данные дл€ формировани€ отчетов. ќсновным условием успешного достижени€ цели €вл€етс€ оперативное изменение методик алгоритмов и регламентов при изменении нормативной базы.

¬ажной целью €вл€етс€ снижение издержек, дл€ чего процессы подготовки и формировани€ отчетности необходимо обеспечить соответствующими организационными, управленческими и технологическими решени€ми: автоматизируетс€ подготовка максимально полного перечн€ отчетов; контролируетс€ и улучшаетс€ производительность и другие эксплуатационные характеристики системы подготовки отчетности; обеспечиваетс€ процесс управлени€ изменени€ми информационных систем и совершенствовани€ технологических регламентов; контролируетс€ и повышаетс€ квалификаци€ персонала.

ќдним из эффективных методов сокращени€ операционных расходов и издержек €вл€етс€ реинжиниринг бизнес-процессов банка и их отражени€ в информационной системе. ѕри этом необходимо оптимизировать затраты на поддержку и обновление самой автоматизированной системы подготовки отчетности.

ѕоскольку затраты на подготовку отчетности дл€ регулирующих органов обычно весьма высоки, возникает желание использовать полученную информацию в цел€х оперативного управлени€ банком. Ёто становитс€ возможным, если система формировани€ отчетности (—‘ќ) полностью интегрирована в существующую информационную архитектуру. ¬ этом случае исходные данные и рассчитанные сводные промежуточные показатели могут быть использованы дл€ подготовки любых управленческих отчетов.

»деальный инструментарий дл€ отчетности: ¬–ћ, DWH, OLј–Ш...

—истема подготовки отчетности должна обеспечивать полноту и достоверность первичной и агрегированной информации; сбор данных из филиалов в √оловном офисе банка; унификацию состава, структуры, алгоритмов формировани€ отчетных данных и аналитических показателей в масштабах банка; формирование отчетности и анализ де€тельности подразделений банка, в том числе, в разрезе произвольно отобранных групп его филиалов; формирование консолидированной отчетности банка и передачу ее в соответствующее подразделение Ѕанка –оссии; поддержку региональных форматов предоставлени€ отчетности в электронной форме регулирующим органам.

Ўироко признан факт, что получение отчетности на основе хранилища данных - это правильно, хорошо и перспективно. »спользование решений по формированию отчетности на основе хранилища данных €вл€етс€ распространенной практикой (см. рисунок 1).


–исунок 1. ¬ариант архитектуры системы формировани€ отчетности.

ќднако по завершении проекта построени€ универсального хранилища данных, банк может обнаружить, что задача подготовки отчетности по-прежнему решена неудовлетворительно. ѕричин может быть множество. Ёто, прежде всего, неверный подход к построению хранилища, т.е. неудачный выбор средств разработки, проектирование модели данных, определение состава объектов данных и их атрибутов.  ритичными €вл€ютс€ полнота, достоверность и непротиворечивость информации, содержащаейс€ в бизнес-приложени€х, из которых она должна выгружатьс€ в хранилище. ћожет сказатьс€ некорректна€ организаци€ процесса очистки и загрузки данных в хранилище, что не позволит строить отчеты за приемлемое врем€ или с приемлемыми трудозатратами. ¬озможно, что методики и алгоритмы формировани€ отчетов содержат пробелы, механизмы контрол€ правильности формировани€ отчетов не разработаны в достаточной степени, либо используемое решение сложно адаптировать при изменени€х нормативной базы. Ќегативное вли€ние могут оказать возможное плохое документирование решени€; отсутствие квалифицированных кадров дл€ первичной настройки и дальнейшей эксплуатации решени€. ”же простой перечень возможных проблем, вы€вл€ющихс€ на практике по ходу и после завершени€ проекта реализации хранилища данных, показывает, что слепое следование стандартным универсальным рецептам может оказатьс€ путем, ведущим в тупик. “аким

образом, создание хранилища данных само по себе не решает задачу подготовки отчетности, а €вл€етс€ только одним из возможных шагов в направлении ее решени€.

ќрганизационно-технологическа€ поддержка процесса подготовки отчетности

ќпыт компании Ѕ»— в успешной реализации проектов в крупнейших банках –оссии позвол€ет сформулировать требовани€ к организационно-технологической поддержке процесса подготовки отчетности. ¬ первую очередь, руководство процессом подготовки отчетности должно осуществл€тьс€ из единого технологического центра. ќдновременно должны быть определены ответственные подразделени€ и сотрудники - заказчики и исполнители дл€ процесса в целом и его отдельных частей. ƒалее определ€етс€ архитектура системы подготовки отчетности с учетом текущего положени€ дел и перспектив дальнейшего развити€. ƒолжны быть определены автоматизированные системы - источники информации, разграничение функциональности между ними, форматы и технологи€ выгрузки и проверки корректности информации, а также пор€док и нормативные сроки их изменени€ в случае необходимости. —воевременность актуализации загрузки данных, алгоритмов расчета и построени€ отчетных форм дл€ отчетной системы должны контролироватьс€ разработчиком решени€ и сотрудниками службы эксплуатации банка. ¬ случае, если бизнес-приложени€ и система подготовки отчетности приобретены у различных поставщиков, все технологиче ские процедуры должны быть обеспечены соответствующей договорной базой и организашонно-техно-логическими регламентами.


–исунок 2. –ешение от одного поставщика.

ќсобенности процесса подготовки отчетности: практический опыт

Ќаш опыт реализации проектов по построению систем отчетности в кредитных организаци€х позвол€ет выделить несколько типичных сценариев и ключевых моментов процесса построени€ автоматизированной системы подготовки отчетности.

ѕоддержка основной операционной де€тельности и —‘ќ от одного поставщика

Ёто, пожалуй, самый простой случай (см. рисунок 2). ¬есь цикл работ выполн€етс€ на основе стандартных регламентов. “ребуетс€ всего лишь реализовать организационно-технологическое взаимодействие между кредитной организацией и поставщиком решени€.

’орошим решением €вл€етс€ разработка унифицированного формата и технологии загрузки и предварительной очистки данных дл€ всех поставщиков бизнес-приложений. ќдной из важных проблем, которые необходимо решить, €вл€етс€ синхронизаци€ нормативно-справочной информации, используемой в хранилище данных и всех бизнес-приложени€х, откуда эти данные поступают.

ѕриоритет - скорость реализации

—егодн€ в российской банковской системе продолжаютс€ €вно выраженные интеграционные процессы. „тобы сохранить и увеличить конкурентоспособность, банки укрупн€ютс€ путем сли€ний или поглощений. »“-изнанкой этих процессов часто становитс€ одновременное использование различных технологий и информационных систем дл€ поддержки одних и тех же бизнес-процессов на этапе объединени€. ѕри этом унификацию процессов подготовки отчетности необходимо осуществл€ть в услови€х дефицита времени параллельно с решением проблем, св€занных с формированием новой организационной структуры, стандартизацией продуктового р€да банка, переработкой должностных инструкций сотрудников и технологических регламентов. ¬ этих услови€х приоритетом дл€ выбора варианта реализации решени€ часто становитс€ скорость внедрени€. ¬ качестве примера можно привести успешное использование нами форматов экспорта данных в программные комплексы Ѕанка –оссии дл€ получени€ информации, необходимой при формировании сводной отчетности группы объедин€ющихс€ банков.

—оответствие российским стандартам учета и отчетности

ќсобенности поддержки соответстви€ требовани€м регулирующих органов в значительной степени отражают специфику эксплуатации российских јЅ— —егодн€ на российском банковском рынке активно работают западные банки, дл€ некоторых из них внутренним стандартом €вл€етс€ использование собственных автоматизированных систем, не адаптированных или недостаточно адаптированных к российским реали€м. –€д крупных российских финансовых структур уже эксплуатирует зарубежные јЅ—, некоторые российские банки активно про€вл€ют к ним интерес  омпани€ Ѕ»— разработала и, совместно со специалистами российских банков с иностранным участием, неоднократно успешно внедр€ла в эксплуатацию решени€ дл€ получени€ всех видов отчетности, и мы предлагаем их всем банкам, использующим системы иностранных производителей. Ёто решени€, обеспечивающие поддержку об€зательной финансовой и налоговой отчетности, расчетной системы, р€да банковских услуг, услови€ оказани€ которых специфичны дл€ российского рынка.

¬ заключение отметим, что наш опыт работы с самыми различными банками показывает: единого универсального организационно-технологического рецепта дл€ всех не существует. Ќа практике выбор архитектуры —‘ќ банка основываетс€ на р€де факторов: величине »“-бюджета, организационной структуре банка (численности его филиалов и отделений), объеме операций (активы, число счетов, количество операций), направлени€х основной де€тельности банка, ориентации кредитной организации на внутренний и (или) международный рынок, базовом подходе к управлению (структурный или процессный), корпоративных требовани€х к информационным технологи€м, наличии унаследованных информационных систем, уровне подготовкиперсонала.