На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Проекты M&A в банковской сфере

Автор: Андрей Малов, Член совета директоров ЗАО "Банковские Информационные Системы" ("БИС")
Издание: Банки и деловой мир №5, 2009

Синергия апробированных и инновационных IТ-решений — залог снижения рисков.

Банки, как субъекты экономической системы, в целях выживания вынуждены постоянно эволюционировать. Побуждающие причины могут иметь внешний и внутренний характер. Внешние причины - это в первую очередь адаптация к регулирующим воздействиям важнейших мотиваторов, таких как Банк России, законодательные органы и т.п. Внутренний стимул саморегуляции - стремление улучшить ключевые индикаторы бизнеса, то есть поступательно развиваться и выиграть борьбу на высококонкурентном рынке.

Компания БИС более 17 лет фокусируется на поставке высокотехнологичных решений для кредитно-финансовой сферы. В наших продуктах и услугах находят отражение наиболее актуальные рыночные тренды и процессы.

Сейчас, по мнению экспертов компании, в силу многих причин на первый план выходят сделки слияний и поглощений. Правда, реструктуризационые процессы, к которым можно по праву отнести M&A, имели место всегда. Причины могли быть разными: и саморегуляция, и прямая либо косвенная регуляция извне. Например, повышение нормативов достаточности капитала Банком России - внешний импульс к процессам слияний и поглощений, а покупка одних банков другими с целью наращивания сети офисов в регионах - типичная саморегуляция в целях улучшения бизнес-показателей. Поиск инвестора банком, испытывающим проблемы ликвидности, - пример, противоположный сделкам поглощения по инициативе «здорового» банка, но по сути - стремление сохранить бизнес в агрессивной экономической среде.

В большинстве случаев сигналом к старту проектов M&A служит принятие стратегических решений, учитывающих, что собранные вместе активы становятся значительно больше и мобильнее, а управлять ими в рамках единой структуры удобнее. Появляется возможность как унифицировать все виды массовых финансовых услуг, так и целенаправленно предлагать узкофокусированные продукты, что делает банк более привлекательным для всех групп клиентов.

Переход банков к общему собственнику может осуществляться по различным схемам. Возможна полная последующая консолидация бизнесов, выстраивание сквозных бизнес-процессов, работа на едином балансе и под одним брендом. Жизнеспособен вариант работы с разной степенью автономии на переходный период либо на долгосрочную перспективу. Иногда для повышения эффективности и результативности бизнес-направления со временем выделяются и обособляются в рамках структуры, управляемой из единого центра.

Подтверждение мы видим на примере наших клиентов. Еще не забыта покупка Гута­банка Внешторгбанком. В ряду беспрецедентных проектов - создание нового многопрофильного Банка «УРАЛСИБ», образованного в результате интеграции пяти крупнейших банков одноименной финансовой корпорации.

Банки, работающие в стране и принадлежащие иностранным финансовым институтам, можно назвать в определенном смысле «плодами интеграционных проектов», так как собственник общий, но банк на территории России подчиняется ее законам, а результаты учитываются в бизнесе материнской структуры. Здесь проблемы солидарной деятельности осложняются необходимостью одновременного учета требований разных нормативных баз. Среди таких банков, использующих решения компании БИС, Дойче Банк, БСЖВ, Банк «Интеза» и другие.

Реализация интеграционных проектов неизменно сопровождается усилением рисков, в том числе операционных. Эти риски несут, в частности, возможные угрозы несоответствия результатов функционирования программного обеспечения внешним требованиям за счет возможного присутствия ошибок в алгоритмах и их реализации (кодов программ), отличий заявленной функциональности банковского продукта от законодательных требований к условиям его реализации. Для простоты воспользуемся термином IТ-риск. Он существенно возрастает при старте любой сделки M&A. Поскольку, как правило, в ранее самостоятельных банках используются продукты разных вендоров, задача управления рисками при слиянии приобретает дополнительные аспекты. Требуется усовершенствование функциональных возможностей применяемых в банке информационных систем. И здесь могут быть различные варианты развития ИС банка для поддержки оргструктурных изменений. Перевод бизнеса на единую программную платформу одновременно со слиянием - шаг экстремальный, несущий максимальные угрозы бизнесу.

Амбициозные стратегии субъектов финансового рынка, связанные со слияниями и поглощениями, требуют выработки и применения новейших IТ-концепций. Компания БИС, аккумулировав опыт сотрудничества с несколькими банками по интеграции бизнеса и опираясь на новейший инструментарий, может предложить пути оптимизации IТ-поддержки таких проектов.

По убеждению экспертов компании, основанному на опыте участия в проектах M&A, решение проблемы обеспечения бесперебойной работы бизнес-подразделений на первом этапе заключается в разработке механизмов и регламентов взаимодействия одновременно используемых банковских приложений. Такое решение, при условии адекватной его реализации, минимизирует IТ-риски, позволяя менеджменту максимально сосредоточиться на бизнес-задачах в стартовой фазе. Новые масштабы бизнеса могут потребовать унификации программной платформы в масштабах объединенного банка, но уже на значительно более поздних этапах.

В портфолио компании БИС по IТ-сопровождению проектов M&A в банковской сфере есть подобный проект. Его сложность была в том, что в нескольких объединяемых банках, ставших подразделениями новой структуры, использовались автоматизированные системы разных разработчиков, в том числе интегрированная банковская система БИСКВИТ компании БИС. Руководство банка решило создать единое информационное пространство объединенной структуры при условии эксплуатации в его подразделениях различных программных продуктов. Операционные риски усилились, причем не только за счет рисков возможной недостаточной функциональности или вероятности отказов каждой системы в отдельности, но и за счет рисков их совместной работы.

В этом проекте в качестве первоочередной возникла необходимость создания инструмента для сбора данных из всего многообразия систем и формирования консолидированной отчетности. Учитывая сложную структуру банка, наличие большого количества точек продаж, распределенных по территориальным и региональным дирекциям, потребовалось получение отчетности не только в разрезе филиалов, но и по укрупненным субъектам, а также предоставление общей финансовой отчетности в АСУ головного офиса банка, осуществление межформенного контроля и проверки рассчитанных филиалами данных на основе предоставленных в головной офис транзакционных данных.

Проанализировав имевшиеся технологии формирования отчетности и инструменты, которыми это возможно сделать, банк пришел к выводу, что оптимальный по всем параметрам, в том числе по степени рисков, вариант - реализация проекта с использованием решений компании БИС.

Все эти задачи были успешно выполнены. В головном офисе банка для автоматизированного сбора и консолидации обязательной отчетности всех филиалов стала применяться ИБС БИСКВИТ. А переход на единый баланс был осуществлен без остановки операционной деятельности. Специалисты компании БИС совместно с сотрудниками банка выработали предложения и реализовали технологию сбора отчетной информации от подразделений, работавших на разных автоматизированных системах, для их консолидации в головном офисе. На текущей стадии проекта в технологический контур IТ-поддержки бизнес-процессов финансовой структуры был включен западный программный продукт. Его предполагалось использовать для поддержки операционной деятельности банка в целом и экспорта данных для формирования регуляторной отчетности в формате XML. ИБС БИСКВИТ гармонично вписалась в эту концепцию, так как содержит развитые механизмы обмена данных с внешними системами в различных форматах и мощные алгоритмы формирования полного спектра отчетности по российским правилам бухгалтерского учета. Решение по получению отчетности по МСФО, преднастроенное в ИБС БИСКВИТ в соответствии с типовой методикой, можно адаптировать под учетную политику банка.

В этом проекте оказались востребованы компетенции компании БИС по реализации проектов с иностранными банками, работающими в России через дочерние структуры. Они используют, как правило, корпоративные системы западной разработки, не адаптированные к стандартам бухгалтерского учета в РФ. Именно для таких банков мы выработали специализированные методологии маппинга - решения по преобразованию первичных данных корпоративного учета к российским стандартам и формированию отчетности для Банка России, а также поддержку межбанковских платежей через национальную расчетную систему.

Глобальный характер начавшейся интеграции банковской системы России в мировую поставил перед IТ-бизнесом новые задачи. По итогам реализованных проектов мы с уверенностью можем сказать, что наши решения для подобного рода проблем - одни из лучших на рынке.

Говоря подробнее о деятельности компании БИС, необходимо отметить, что мы постоянно совершенствуем наши решения и наращиваем их функциональность, понимая, что IТ востребованы только в случае своевременной адаптации к требованиям бизнеса, адекватной и оперативной его поддержки. Теперь мы можем обеспечить новый уровень высокотехнологичной поддержки масштабных проектов в банковской сфере, дополнив портфель наших продуктов широким спектром консалтинговых услуг (IT- и бизнес-консалтинг), услугами по интеграции различных информационных систем на платформах IBM (IBM WebSphere) и Progress (Sonic SOA Suite).

Мы готовы к сотрудничеству с клиентами в статусе генерального подрядчика по всем IT-компонентам и можем полностью покрыть потребности банка как сложноорганизованной высокоразвитой рыночной структуры.

Совместные проекты с компанией БИС - это сотрудничество с вендором, обладающим глубокими экспертизами в IТ-поддержке сделок слияния и поглощения. Синергия апробированных и инновационных решений - залог снижения операционных рисков интеграционных проектов в банковской сфере.