|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| Автоматизация удаленных дополнительных офисов: проблемы и решенияАвтор: Александр Иконников, заместитель Директора по развитию ЗАО "Банковские Информационные Системы" ("БИС")Издание: Банковские технологии №7-8, 2003
В данной статье рассматриваются проблемы автоматизации дополнительных офисов, где обслуживание клиентов происходит традиционным образом – посещение офиса, предъявление документов, формирование юридического дела клиента, выполнение кассового обслуживания и т. д. Обосновывается необходимость создания в АБС интерфейса для поддержки работы удаленных дополнительных офисов в режиме оффлайн. Приводится пример реализации такого интерфейса в рамках АБС БИСКВИТ. Несмотря на развитие таких систем дистанционного банковского обслуживания, как "Банк–Клиент", "Интернет–Банк" и других, значение традиционных дополнительных офисов (далее – отделений) не уменьшается. Особенно это справедливо для регионов. Причин такого положения, по большому счету, две – особенности банковского законодательства и недостаточное развитие в России телекоммуникационной инфраструктуры. Законодательные требования приводят к необходимости физического присутствия клиента в офисе банка при выполнении ряда операций. Можно отметить, что эти требования в последнее время даже ужесточились в связи с борьбой с мошенничеством различного вида, в том числе и с легализацией теневого капитала. В самом общем виде основная проблема автоматизации отделений заключается в максимизации качества информационной поддержки банковских операций при ограничениях, накладываемых техническим обеспечением и средствами связи с АБС филиала. При этом надо учесть, что, как правило, отделение – это небольшое подразделение с численностью персонала до 10–15 сотрудников и ограниченным набором предоставляемых услуг, таких как расчетно-кассовое обслуживание, частные вклады населения и валютно-обменные операции. Активные же операции, требующие участия более квалифицированных и ответственных сотрудников банка, выполняются в филиалах или в головном офисе. Онлайн-технология. Очевидно, что наилучшего качества обслуживания позволяет достичь онлайн-технология, при которой автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников отделения имеют доступ к централизованной (на уровне филиала) базе данных. Теоретически можно отметить также вариант с ведением в отделениях базы данных филиала с репликацией данных между отделениями и филиалом. Однако, из-за того что количество операций в отделениях относительно невелико, установка в отделении АБС филиала даже с минимизированным составом функциональных модулей, приводящая к необходимости поддержки ОС и СУБД, зачастую оказывается экономически невыгодной. Да и механизм репликаций больше подходит для OLAP-систем, а в OLTP-системах трудно поддерживать реальный онлайновый режим и практически не удается избежать коллизий в случаях одновременной корректировки одних и тех же данных в разных базах. Понятно также, что оба варианта требуют хороших коммуникаций между отделениями и филиалом. Исходя из всего этого, более предпочтительна для отделений работа с удаленными терминалами, имеющими соответствующий доступ к АБС филиала. В последнее время для этих целей зачастую используется среда Интернет с элементами технологии VPN для повышения защищенности от несанкционированного доступа. Схема работы отделений через удаленные терминалы представлена на рис. 1. Главным требованием здесь является высокое качество линии связи – выделенная линия, обеспечивающая скорость обмена не менее 32 кбайт/с. Такая схема обеспечивает работу отделений в едином информационном пространстве по технологии, общей для всего филиала. Как правило, все современные операционные системы и СУБД поддерживают такой режим, поэтому реализация этой схемы – чисто техническая задача.
Рис. 1. Отделения с удаленными терминалами (онлайн) Проблемы офлайн-технологии. Реальное состояние телекоммуникационной среды накладывает, однако, свои ограничения, которые не позволяют поддерживать выполнение операций в реальном времени, что особенно актуально для региональных банков и филиалов. Несмотря на бурное развитие телекоммуникаций в стране (например, "ТрансТелеком" имеет оптоволоконную линию практически по всей железнодорожной магистрали вплоть до Дальнего Востока), в регионах по-прежнему очень остро стоит проблема так называемой последней мили. При отсутствии надежной связи возникает необходимость автономной работы отделения от АБС филиала с неизбежными проблемами быстрого обслуживания клиента, с одной стороны, а с другой – обеспечения актуальности информации. Для разрешения этих проблем приходится решать следующий комплекс задач:
Что касается выбора автоматизированной системы для отделения, то, как отмечалось выше, зачастую оказывается нецелесообразным устанавливать в отделениях копию АБС, работающей в филиале. Как показывает практика, в небольших отделениях достаточно успешно могут функционировать простые настольные системы, поддерживающие операционный день, например, на базе FoxPro, замена которых пока экономически невыгодна. Принципы реализации интерфейса с АБС. Наличие среди клиентов фирмы БИС банков с разветвленной региональной филиальной сетью и большим количеством отделений определило необходимость разработки соответствующего решения в рамках АБС БИСквит. В основу решения положены следующие принципы:
При этом клиент может открывать счета в нескольких отделениях, а в АБС производится идентификация клиента по уникальным ключевым реквизитам. Состав и структура интерфейса. Реализация выполнена в виде прикладного программного интерфейса (API) "Обмен с фронт-офисом" (далее – "Обмен ФО") в рамках модуля "Обмен электронными документами". В настоящее время API позволяет обрабатывать документы по операциям РКО и по частным вкладам. Поддерживается файловый обмен текстового формата, при этом файл обмена состоит из четырех секций:
Файл запроса на получение информации содержит код формы и диапазон дат. Ответом на запрос является выгрузка из АБС типовых отчетов в текстовом формате, таких как ведомость остатков, оборотно-сальдовая ведомость, выписка по счету, ведомость лицевых счетов, бухгалтерский журнал и кассовый журнал. Имеется также возможность получения списков клиентов, счетов и платежно-расчетных документов, по которым в указанном диапазоне дат происходили изменения. В общем виде структура каждой секции файла обмена и файла запроса состоит из служебной и информационной части. Служебная часть содержит системные данные: дату и время, уникальный номер (идентификатор), код результата обработки и диагностическое сообщение (расшифровку кода) в случае аварийного завершения. Поддержка протокола обмена в части семантического и синтаксического контроля информации и формирования диагностических сообщений выполняется с помощью дополнительных справочников, которые создаются и ведутся стандартными для АБС БИСквит методами. Функции API "Обмен ФО" включают в себя:
Для обеспечения функций интерфейса "Обмен ФО" в АБС созданы и ведутся два дополнительных справочника. Первый – это "Вклады ФО", который позволяет вызвать типовую вкладную транзакцию АБС по значениям реквизитов входного документа "Тип вклада" и "Вид вкладной операции". Второй – "Клиент ФО", хранящий информацию о клиентах, которые обслуживаются более чем в одном отделении, и пополняемый автоматически. На рис. 2 представлена структура программного обеспечения, с помощью которого реализуется взаимодействие отделения с филиалом в режиме офлайн.
Рис. 2. Структура ПО для работы с офлайн-отделениями Описание взаимодействия с АБС. В общем виде выполнение операций отделения происходит следующим образом. При заведении нового клиента из отделения в филиал передается файл с заполненной секцией CLIENTS (рис. 3). После синтаксической и семантической проверки производится анализ наличия в системе этого клиента по уникальным ключевым реквизитам. В том случае, если такой клиент в системе есть, но приписан к другому подразделению, делается запись в справочник "Клиент ФО". В дальнейшем коррекция реквизитов данного клиента в АБС разрешается только из того отделения, в котором данный клиент был заведен впервые. Если такого клиента в системе нет, запускаются стандартные транзакции формирования соответствующих записей в БД БИСквит. Результат обработки передается в отделение. Практически аналогично происходит работа со счетами (секция ACCOUNTS).
Рис. 3. Диаграмма переходов при вводе информации о клиенте из отделения При обработке платежей также выполняются типовые транзакции АБС. При этом в случае необходимости включаются механизмы картотеки 2. Работа с частными вкладами имеет некоторые особенности. В секции DEPOSIT может быть указан вид операции, совершаемой с вкладом:
Последовательность основных этапов обработки секции DEPOSIT при открытии вклада представлена на рис. 4.
Рис. 4. Диаграмма переходов при открытии вклада из отделения Номенклатура видов вкладов определяется в филиале, там же производится настройка транзакций АБС БИСквит, с помощью которых они реализуются. Идентификаторы этих транзакций заносятся в справочник "Вклады ФО", конкретная транзакция вызывается при обработке реквизитов "Тип вклада" и "Вид вкладной операции" секции DEPOSIT. Так как вся информация о вкладах хранится в АБС филиала, то при выполнении ряда операций, связанных с получением средств (выдача процентов с вклада, закрытие вклада), при приходе из отделения соответствующего документа в АБС производится расчет суммы к выдаче, которая возвращается в виде квитанции в отделение. После этого кассир отделения формирует кассовый ордер и производит операцию. Набор диагностических сообщений, предаваемых из АБС в отделение, достаточно широк и информативен. Он включает в себя как подтверждение успешно выполненной в АБС операции, так и расшифровку причины отказа. Коды причин отказа и поясняющие тексты занесены в соответствующий справочник АБС БИСквит. Наряду с ошибками формата отказ выполнения операции может быть вызван и логическими (с точки зрения АБС) причинами – отсутствие в базе данных филиала запрашиваемых данных о клиентах и счетах, отсутствие средств на счете и т. п. Текст об ошибке включается в ответное сообщение и позволяет персоналу отделения контролировать ситуацию. В заключение можно отметить, что интерфейс "Обмен ФО" позволяет, с одной стороны, достичь практически полной независимости от типа программного обеспечения, установленного в отделении, а с другой – обеспечивает его автономную работу. При этом важно, чтобы ПО отделения поддерживало заявленный протокол обмена данными. Автономность работы отделения обеспечивается следующими технологическими приемами:
Тем самым обеспечивается работоспособность отделения даже при полном отсутствии устойчивой связи с АБС филиала. При восстановлении связи производится обмен данными. Инициатором выгрузки информации из АБС может выступать как отделение, так и филиал. Можно отметить также, что такие технологические особенности АБС БИСквит, как метасхема и дополнительные реквизиты, позволили получить достаточно адаптивный к изменениям состава данных файлов обмена интерфейс. Особенно наглядно это проявилось при реализации требований указаний ЦБ № 1256-У – практически без доработок был расширен реквизитный состав электронных документов обмена с отделениями. | |||||||||||||||||||||||||||||||
© 2009-2024 Акционерное общество
“Банковские Информационные Системы” |
115114, Москва, Шлюзовая набережная 6 стр 4, т.: +7(495) 780 3773, факс: (495) 780 3771, www.bis.ru, info@bis.ru.
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, 22, литера А, т./ф: (812) 448 1879, info@spb.bis.ru. 440052, Пенза, ул. Бурмистрова 6а, офис 2. т.: (927) 365 3123, info@bis.ru. |