Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Система БИСквит позволила Автобанку наилучшим образом решить задачу автоматизации филиалов

Автор: Пронин Андрей Валентинович, заместитель руководителя функционального направления информационно-технического обеспечения АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ"
Издание: Банковские технологии №4, 2004

Интервью с заместителем руководителя функционального направления информационно-технического обеспечения АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ" Андреем Валентиновичем Прониным.

"Банковские технологии": Расскажите, пожалуйста, об этапах развития Автобанка. Каким образом произошло перерастание Автобанка в крупный ритейловый банк? Почему Финансовая корпорация "НИКойл" проявила интерес именно к Автобанку?

Андрей Пронин: Автобанк был образован как "Банк поддержки развития автомобильной промышленности СССР". В 1988 г. Автобанк был зарегистрирован в Госбанке СССР. С 1989 г. Автобанк открывает свои филиалы, стремительно развивается, увеличивает валюту баланса и становится полноценным коммерческим банком, привлекает на обслуживание как юридические, так и физические лица. С 1994 г. Автобанк развивает сеть отделений в Москве и постепенно становится одним из крупнейших розничных банков РФ. На момент вхождения в Финансовую корпорацию "НИКойл" Автобанк имел более 30 отделений в Москве и 26 филиалов в России, а всего более 100 точек продаж банковских продуктов.

Финансовая корпорация "НИКойл", стремительно развивающаяся финансовая структура России, выросла из инвестиционного бизнеса и как любая полноценная финансовая структура планировала заниматься ритейловым бизнесом. В 2002 г. ее заинтересовал именно Автобанк как высокотехнологичный и достаточно крупный ритейловый банк. В 2003 г. Автобанк входит в Финансовую корпорацию "НИКойл" и переименовывается в "АВТОБАНК-НИКОИЛ". Финансовая корпорация "НИКойл" благодаря Автобанку получила достаточно развитую сеть точек продаж, в которых представлены все банковские продукты и некоторые инвестиционные продукты "НИКойла", а также страховые продукты, так как в корпорацию входит ряд страховых компаний.

"Б. Т.": Насколько полно система компании БИС позволила решить задачу автоматизации филиалов АВТОБАНК-НИКОИЛ? Вносились ли в нее какие-либо существенные доработки в процессе эксплуатации? Насколько то решение, которое приобреталось у компании БИС в 1997 г., отличается оттого, что используется в филиальной сети банка?

А. П.: Всем этапам развития банка соответствовали определенные этапы его автоматизации. Руководство Автобанка имело серьезные намерения вывести его в число ведущих коммерческих банков России по уровню обслуживания клиентов и, соответственно, внедрения и использования современных информационных технологий. В центральном офисе банка на базе СУБД Oracle была создана АБС собственной разработки, которая успешно функционирует до сих пор. С началом активного развития Автобанком своей филиальной сети встал вопрос о системе автоматизации филиалов. Было принято решение, что ядро системы, установленной в центральном офисе, создается на основе собственных разработок (такой подход позволил наиболее полно учесть специфику работы банка) и что это ядро будет дополняться внешними покупными системами при условии их хорошей совместимости. В 1997 г. Автобанк провел тендер по выбору АБС для филиалов, в котором победила фирма БИС со своей ИБС БИСквит. Поскольку Автобанк всегда был ориентирован на использование собственных разработок, то ИБС БИСквит была выбрана в качестве хорошо интегрируемой с ними системы. В том же 1997 г. были приобретены лицензии для использования ИБС БИСквит в филиальной сети, которая работает там и по сей день.

Время показало, что мы не ошиблись в выборе. Я считаю, что система БИСквит позволила нам наилучшим образом решить задачу автоматизации филиалов. В крайне сжатые сроки и без потерь система была установлена с переносом наследуемых данных из прежних систем во всех филиалах Автобанка. Переход на новый план счетов в филиалах прошел безболезненно. С 1997 г. система развивалась параллельно с Автобанком, все существенные изменения, связанные с нашим бизнесом, находили отражение в ИБС БИСквит. Все доработки велись и ведутся специалистами фирмы БИС. Хочу подчеркнуть, что некоторая часть изменений, внесенных с 1997 г. в систему, появилась благодаря именно нашим техническим заданиям, отражающим потребности развития бизнеса Автобанка в этот период.

Доработки системы собственными силами в нашей корпорации практически не ведутся или совсем минимальны. Поскольку система БИСквит развивается параллельно, мы считаем, что она органична и соответствует потребностям развития АВТОБАНК-НИКОЙЛА именно как универсальная бэк-офисная система. В настоящее время БИСквит используется у нас в качестве бэк-офисной системы, с которой, как уже говорилось, благодаря ее гибкому механизму интеграции удачно совмещаются наши собственные фронт-офисные разработки. Она достаточно надежна, доступна в освоении, проста в эксплуатации, имеет оптимальное соотношение "цена - качество" и даже, я сказал бы, недорогая. В то же время по некоторым направлениям бизнеса мы используем собственные разработки, совместимые с "БИСквитом". Одна из основных наших разработок - система "Электронный клиент" - практически полностью интегрирована в ИБС БИСквит.

АВТОБАНК-НИКОЙЛОМ разработан собственный программный комплекс обслуживания физических лиц под названием "Софит", который тиражируется в филиалы. "Софит" обеспечивает тот функционал обслуживания физических лиц, который наиболее развит в банках, занимающихся ритейловыми видами бизнеса, и гармонично интегрирован с ИБС БИСквит. В нашу систему обслуживания физических лиц "Софит" входит полноценный процессинговый комплекс обслуживания всех видов пластиковых карточек, в том числе и международных. АВТОБАНК-НИКОЙЛ является принципиальным членом платежных систем Visa и MasterCard, входит в число крупнейших российских банков - эмитентов пластиковых карточек и имеет собственный процессинговый центр, т. е. все фронт-офисные системы, которые автоматизируют продажи ритейловых продуктов, интегрированы с "БИСквитом". В условиях новой структуры ИБС БИСквит удовлетворяет потребности АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ" и удачно сочетается со всеми текущими и перспективными фронт-офисными разработками для автоматизации продажи всех продуктов Корпорации "НИКойл" - банковских, страховых, инвестиционных.

"Б. Т.": В какой пропорции функции по сопровождению ИВС делятся между специалистами разработчика и ИТ-специалистами банка? Довольны ли вы качеством сопровождения "БИСквита"?

А. П.: Поддержка и сопровождение системы БИСквит в АВТОБАНК-НИКОЙЛЕ организованы следующим образом: в центральном офисе существует подразделение, которое занимается поддержкой ИБС БИСквит по всей филиальной сети в Москве. В этом подразделении аккумулируются все вопросы по поддержке и доработке системы, и большая их часть снимается сотрудниками этого подразделения. В фирму БИС поступают адаптированные вопросы в виде технических заданий или грамотных описаний каких-либо найденных ошибок. Все новые доработки (upgrade) системы БИСквит тоже сначала поступают в это подразделение, еще раз проходят дополнительное тестирование применительно к специфическим условиям работы банка и затем уже с окончательными разъяснениями направляются в филиалы. Таким образом, достаточно гармоничное сочетание поддержки в самом банке и со стороны фирмы БИС, как мы считаем, достигнуто.

Поскольку все вопросы проходят через подразделения центрального офиса, а не идут напрямую в фирму БИС, АВТОБАНК-НИКОЙЛ экономит средства на сопровождение, а фирме БИС поступает гораздо меньше запросов. Сотрудничество это взаимовыгодное: для нас услуги дешевле, а фирма БИС работает с грамотными специалистами и сокращает трудозатраты на сопровождение своей системы в таком многофилиальном банке. Подразделение занимается также обучением новых сотрудников и установкой системы в новых филиалах, которые АВТОБАНК-НИКОЙЛ продолжает открывать.

"Б. Т.": Планирует ли банк менять (или менял) технологию работы с филиалами после объединения с Финансовой корпорацией "НИКойл"? Затрагивают ли эти изменения установленную в филиалах ИБС БИСквит?

А. П.: Автобанк заинтересовал вышедшую на ритейловый рынок Финансовую корпорацию "НИКойл как достаточно развитый банк со своей филиальной сетью и своими технологиями обслуживания этой сети, а также с технологией обслуживания продаж в сети. Частью этой технологии является ИБС БИСквит. Став частью Финансовой корпорации "НИКойл", Автобанк не только не менял технологию, а, наоборот, принес свою.

В частности, технология сбора всей отчетности, которая тоже, как я считаю, профессионально с использованием возможностей OLAP-технологий реализована в "БИСквите", позволяет АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ" оперативно собирать всю, в том числе и внутреннюю, отчетность по всей филиальной сети и консолидировать ее в головном офисе.

Для удаленного управления своими счетами существует система "Интернет-сервис-банк", куда клиент имеет доступ и управляет своими счетами с рабочего места или из дома, используя обычный интернет-браузер. Эта система определенным образом защищена и имеет сертификаты от ФАПСИ. Для целей массового обслуживания клиентов - юридических лиц невозможно действовать без надежной системы удаленного обслуживания. В данном случае речь идет о системе "Электронный клиент", которая является собственной разработкой Автобанка, интегрированной в систему БИСквит. В настоящее время и в перспективе все кредиты, в том числе физическим лицам на потребительские цели, ипотечные и пр., у нас есть и будут в "Софите". Инвестиционные продукты: взносы в пенсионные фонды и взносы в паевые инвестиционные фонды - существуют во фронт-офисной системе, которая автоматизирует продажи этих продуктов и также интегрирована, с "БИСквитом".