Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Как повысить рентабельность внедрения ИБС в малом и среднем банке

Автор: Александр Моносов, Директор ООО "БИС Северо-запад"
Издание: Аналитический банковский журнал №1, 2005

В структуре финансового рынка регионов, в том числе Северо-Западного, значительно представительство средних и малых банков. При этом потенциал их развития весьма велик. Как правило, они занимаются деятельностью, не являющейся преоритетной для крупных банков: работают с предприятиями малого бизнеса, реализуют специфичные региональные и муниципальные программы, обслуживают частных предпринимателей. Для успешной работы в этих нишах небольшим банкам необходимы экономически эффективные решения в области автоматизации бизнеса. О том, как этого добиться, рассказывает Александр Моносов, директор фирмы "БИС-Северо-запад".

Как заработать на современном рынке

- Когда в банке возникает необходимость совершенствования информационных технологий?

Александр Моносов: Информационные технологии – один из значительных факторов, определяющих рентабельность любой кредитной организации. Именно они могут стать точкой опоры в стремлении банка сократить издержки и повысить качество обслуживания клиентов. У малых и средних банков рентабельность еще больше зависит от ИТ, чем у крупных, ведь сотрудники небольших банков часто малым составом вынуждены решать задачи, для выполнения которых в крупных банках создаются целые управления. Это возможно только при обеспечении пользователей системы полными, достоверными и легко доступными данными.

- Для того чтобы получить преимущества от использования новых технологий и, в конце концов, зарабатывать, любому банку необходимо произвести инвестиции. Из чего они складываются?

Александр Моносов: Совокупная стоимость владения сложным программным комплексом складывается из расходов на лицензионное программное обеспечение; его установку, перенос данных и адаптацию пользователей под новый программный продукт, гарантийное и постгарантийное обслуживание, возможные затраты на модернизацию ПО, а также налоговые платежи, вытекающие из владения комплексом.

Однако при оценке эффективности ИТ-системы не имеет смысла оценивать только стоимость владения. Имеет смысл анализировать относительные показатели, например, насколько изменится доход банка в расчетена одного сотрудника. И соотносить этот будущий доход с теми инвестициями, которые предполагается сделать. Это особенно актуально для небольших банков, имеющих ограниченные бюджеты на развитие ИТ.

Совокупная стоимость владения сложным программным комплексом складывается из:
  • стоимости лицензионного программного обеспечения;
  • расходов на установку ПО (на сервер и рабочие станции);
  • затрат на перенос данных и адаптацию пользователей (обучение и техническая поддержка);
  • расходов на гарантийное и постгарантийное обслуживание;
  • затрат на модернизацию ПО;
  • налоговых платежей.

Развенчание мифов

- Многие российские банкиры считаю, что АБС на промышленных платформах дороги для малых, и даже для средних банков. Ваш комментарий.

Александр Моносов: Стоимость программного обеспечения (ПО) - это лишь одна из составляющих совокупной стоимости владения системой. Сейчас при смене системы в 99% случаев банки ориентируются на АБС, разработанные на промышленных платформах, в первую очередь - по причинам их надежности и высокого быстродействия. Важной составляющей информационной системы банка помимо прикладного банковского программного продукта являются операционные системы, под управлением которых работают серверы и клиентские компьютеры. Не секрет, что многие банки и компании-разработчики ПО в данном аспекте попали в зависимость от ценовой политики одной-единственной компании.

- Как этого избежать?

Александр Моносов: Мы рекомендуем банкам использовать в качестве системного ПО платформы SCO UnixWare, Sun Solaris, HP-UX, IBM AIX. Идя навстречу пожеланиям клиентов, недавно фирма БИС объявила о начале поддержки интегрированной банковской системы БИСквит на платформе Linux (текущая поддерживаемая версия - SuSE Enterprise Server 8), которая является экономически очень привлекательной.

- Какие свойства системы на промышленной платформе могут повлиять на выбор конкретной АБС из предлагаемых на сегодняшний день?

Александр Моносов: По моему мнению, небольшому банку в первую очередь надо думать о масштабируемости приобретаемой системы, причем не только о "вертикальной" (по количеству пользователей и транзакций), но и "горизонтальной" (по спектру решаемых задач).

Именно это свойство банковских программных продуктов, и ИБС БИСквит в частности, позволяет банку оптимизировать расходы по приобретению системы на начальном этапе развития, когда продуктовый ряд банка и, возможно, набор имеющихся лицензий Центрального банка неширок. В этом случае можно планировать поэтапное внедрение системы.

При любом сценарии развития банка (увеличении объемов операций, количества одновременно работающих пользователей, спектра предоставляемых банковских услуг, появлении удаленных площадок, филиалов и т.д.) замены системы не потребуется, так как функциональность системы расширяется за счет приобретения дополнительных лицензий, уже существующих в ИБС БИСквит. Масштабируемость ИБС БИСквит позволяет банку успешно реализовывать текущие задачи и не станет через какое-то время сдерживающим фактором в развитии банка.

При выборе банком ИБС БИСквит перспективность инвестиций в ИТ предусмотрена в полной мере.

Приверженность фирмы БИС изначально выбранной платформе (СУБД PROGRESS) также повышает рентабельность банка, поскольку правильный выбор СУБД обеспечил банкам-пользователям ИБС БИСквит на протяжении уже многих лет отсутствие вынужденных затрат в коренное обновление платформенного программного обеспечения, в переобучение и замену технического персонала.

Что необходимо от АБС небольшому и перспективному банку:
  • "вертикальная" и "горизонтальная" масштабируемость;
  • полнота функционала;
  • перспективность инвестиций;
  • интегрированность.

Возможность эксплуатации системы на различных программно-аппаратных платформах позволяет банку оптимизировать инвестиции в вычислительную технику, каналы связи и операционные системы. Например, на наш взгляд, очень актуальна возможность работы дополнительных офисов банка по «тонким» каналам (режим on-line по модемному соединению), а топ-менеджеров - по «ультратонким» каналам (GPRS или CDMA), при обязательном соблюдении при этом требований по безопасности и защите данных.

Необходимым свойством современной автоматизированной системы банка является ее интегрированность. Не секрет, что уровень операционных расходов банка сегодня значительно завышен за счет большого объема разного рода отчетности, причем в прошедшем году по причине введения МСФО и других новаций Банка России эта проблема обострилась.

ИБС БИСквит способствует ее решению - единая информационная среда позволяет банку автоматически отражать операцию, выполняемую в любом модуле, в единой базе данных и использовать ее результаты во всех остальных модулях, в том числе для формирования отчетности, избегая затрат времени и ресурсов на промежуточные технологические операции: копирования, экспорта-импорта, конвертации данных. Это же свойство системы позволит банку реализовать передовые технологии обслуживания клиентов, в том числе по принципу «одного окна»: функциональность конкретного рабочего места оперативно и гибко формируется администратором ИБС в банке прикладными средствами системы по настройке прав пользователя.

Все это обеспечивает ситуацию, в которой малый банк, не располагающий большим штатом сотрудников, может усилить свои конкурентные позиции на рынке за счет предложения полного спектра банковских продуктов в сочетании с высокой скоростью и комфортом обслуживания клиентов.

- А как быть, если какую-либо конкретную специфичную для банка технологию нельзя реализовать настройкой существующей версии АБС€

Александр Моносов: Действительно, могут возникнуть ситуации, когда необходимы специфические технологии, реализующие уникальные требования клиентов данного конкретного банка. Фирма БИС не исключает проектные разработки из спектра своих услуг клиентам, сохраняя при этом генеральную линию на «универсальность» системы.

Широкая география внедрений налагает дополнительные требования на фирму-разработчика. Не секрет, что во многих регионах России существует местная специфика, в том числе и на банковском рынке, которую необходимо учитывать. Примером может служить работа с ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу, которая характерна целым рядом особенностей, не встречающихся в других регионах.

В этом смысле фирма «Банковские Информационные Системы» проявила ответственность перед своими клиентами в Северо-Западном регионе, создав филиал в Санкт-Петербурге. Сейчас клиентами БИС являются 11 кредитных организаций северо-западного региона, среди которых как филиалы московских банков, так и самостоятельные банки. Силами «БИС – Северо-Запад» выполняется весь спектр услуг банкам – начиная от предпроектного обследования, и заканчивая сопровождением существующих клиентов.

- То есть Фирма БИС в какой-то степени задействует принципы аутсорсинга: использование регионального интеллектуального потенциала оптимизирует издержки разработчиков, в том числе при проектных разработках?

Александр Моносов: Именно на «БИС – Северо-запад» легла поддержка всех специфических требований ГУ ЦБ по Санкт-Петербургу, основное из которых – предоставление практически всей обязательной отчетности в электронном виде, специфичном для Санкт-Петербурга. Теперь в ИБС БИСквит формируются электронные варианты всех требуемых отчетных форм, ведется обработка всех видов электронных посылок от ГРКЦ, поддерживается одновременно несколько технологий работы с платежными документами из ГРКЦ в разрезе клиентов. Таким образом, банк получает сразу несколько преимуществ: снимается нагрузка в виде рутинной работы с исполнителей, а менеджерам счетов дается возможность оперативного управления позициями по клиентским счетам. Банк может работать с «ожидаемыми поступлениями», использовать различные технологии с финансовыми потоками, проходящими через корреспондентские счета, кредитовать клиентов «под приход» и т.д.

Региональный маркетинг также является сферой деятельности "БИС Северо-Запад" – близость к потенциальным клиентам позволяет более тесно взаимодействовать с ними на предпродажной стадии, более обстоятельно знакомить с продуктом, снять максимальное число сомнений и опасений.

Событие года - внедрение МСФО

- Что, на ваш взгляд, стало основным событием на рынке банковской автоматизации в 2004 году?

Александр Моносов: На мой взгляд, одним из основных событий явилось внедрение МСФО. В этом направлении фирма «Банковские Информационные Системы» работала также напряженно, как и другие фирмы-разработчики. Мы создали решение для МСФО на основе усовершенствованного инструментария модуля «Финансовая отчетность и анализ». Унифицированная среда сведет к минимуму временные затраты на обучение банковских специалистов собственно программному продукту и позволит сосредоточиться на банковских задачах. В пользу банка сработает и свойство интегрированности системы, ведь формирование отчетности по МСФО будет вестись на общей базе данных с отчетностью по РСБУ. При разработке ИБС БИСквит с очень ранних стадий применяются принципы «информационных хранилищ» и OLAP-технологий, они же стали основой и для решения по МСФО.

Заложенные в ИБС БИСквит механизмы позволили создать платформу, дающую все возможности для дальнейшего развития системы, сохраняя при этом преемственность версий.

- Работа в условиях быстро меняющейся нормативной базы острее всего ставит вопрос получения новых форм отчетности. Как организовано решение подобных оперативных вопросов?

Александр Моносов: Открытость нашей системы позволяет оперативно отвечать на запросы банков. В качестве «горячего» примера можно назвать формы отчетности для банков, вошедших в систему страхования вкладов, разработанные согласно Указаний №1416-У и 1417-У.

Предоставление в рамках сопровождения полного спектра форм обязательной отчетности является существенным, а зачастую и решающим, фактором, влияющим на решение клиентов при выборе системы в пользу ИБС БИСквит.

В целом, можно сказать, что решения, которые лежат в основе ИБС БИСквит, в сочетании с огромным опытом внедрений в российских банках и гибкой, продуманной ценовой политикой делают нашу систему интересной и финансово привлекательной для любых банков, в том числе для средних и малых, а стабильность и высокое качество сопровождения все больше привлекают как московских, так и региональных банкиров.

БИС-технология

- 2004 год прошел под знаком бурного развития розничного банковского бизнеса. Прошедший год показал, что основная проблема, связанная с автоматизацией розничного бизнеса, состоит в том, что при использовании многих АБС не получается оперативно обслуживать одновременно большое количество клиентов, а условиями успеха на розничном банковском рынке являются массовость, низкая себестоимость операций и постоянное расширение услуг. Эти задачи являются все более актуальными не только для крупных, но и для средних, и даже малых банков. Как эту проблему решает БИС-технология?

Александр Моносов: По поводу требований массовости, низкой себестоимости операций и постоянного расширения спектра предоставляемых услуг полностью согласен с Вашим мнением.

Для обеспечения этих требований в ИБС БИСквит помимо решений существующих на уровне «ядра» системы (терминальный доступ, высокая скорость обработки информации на промышленной СУБД), были разработаны несколько бизнес-решений. В частности, для потребительского и ипотечного кредитования. При этом использовались общие для системы технологии, что позволило соблюсти главный принцип – интегрированность системы. Возможность же настройки функциональности конкретного рабочего места путем предоставления соответствующих прав доступа администратором ИБС, обеспечивает легкое тиражирование данных решений по всем удаленным площадкам банка.

Возможности гибкой настройки шаблонов транзакций позволяют минимизировать ручной ввод информации, создать прозрачную технологическую цепочку банковских операций и, как следствие, документов, проводок (в том числе в разных категориях учета), настроить многоэтапное визирование и маршрутизацию документов и т.п.

Невысокие требования к каналам связи позволяют быстро и с низкими затратами развернуть широкую сеть удаленных офисов, работающих в режиме on-line.

Статистика на сегодня такова, что, например, время на полное обслуживание клиента по депозитным операциям, включая оформление договоров, может составить 3-5 минут.

Таким образом, в соответствии с предъявляемыми требованиями - оперативное обслуживание одновременно большого количества клиентов, низкая себестоимость операций и постоянное расширение услуг- мы можем дать нашим клиентам надежное, гибкое и эффективное средство для решения их бизнес-задач.

Реализованный на сегодня в ИБС БИСквит спектр операций, относимых к банковской рознице, включает обслуживание кредитов и депозитов населения, коммунальные платежи, операции по пластиковым картам, валюто-обменные операции, что согласуется с одним из наших лозунгов – "БИСквит - на любой вкус!".

Автоматизация розничных операций в ИБС БИСквит- тема обширная, достойная отдельного разговора, который, как я надеюсь, еще состоится в будущем.