Банковские информационные системы
На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Короткий путь издалека

Автор: Дмитрий Стреляев, Начальник управления систем ДБО ЗАО «Банковские информационные системы»
Издание: Банки и деловой мир, май 2013, http://www.bdm.ru/

О подходе компании БИС к перспективам развития систем ДБО

РАССКАЗЫВАТЬ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО обслуживания — значит, попусту тратить время. Среди 100 крупнейших российских банков все 100% применяют системы ДБО для работы с юридическими и физическими лицами, так что убеждать некого.

Согласно данным финансовых аналитиков, в 2011 году число пользователей различных сервисов интернет-банкинга в России превысило 6 миллионов. Да, пока среди общего числа банковских клиентов эти 6 миллионов не составляют даже 10% (в США, Франции, Англии, Испании этот показатель доходит до 65%), но ежегодный рост спроса на интернет-услуги составляет минимум 100%. Так что предложению в ближайшие годы предстоит, высунув язык, бежать и бежать за спросом.

Вот уже три года, как компания БИС вывела на рынок свою новую разработку — семейство программных продуктов QBIS. Прежде всего, это позволило компании предложить клиентам полный набор решений, которые удовлетворяют любым требованиям современных финансовых организаций. А кроме того, теперь возможно более точно и чутко реагировать на запросы рынка. Так, сейчас одним из самых востребованных направлений является развитие систем ДБО, и специалисты компании сосредоточились на поиске решений дистанционного обслуживания следующего поколения.

Маркетинговые исследования показывают, что в ближайшие годы от разработчиков потребуются новые решения, которые позволят банкам предоставлять клиентам больший набор услуг при минимуме их присутствия в банковском офисе. Безусловно, именно это является ключевым моментом в развитии всей банковской системы: не ездить в банк, не стоять в очередях, не тратить время на проведение операций. Только новейшие системы ДБО в состоянии решить эти задачи.

Общее направление движения, определенное для разработчиков, можно сформулировать так: расширение функциональности систем ДБО. О задаче №1 мы уже сказали: минимизировать время, проведенное в банке. Теперь скажем и о задаче №2: банк хочет располагать такой системой ДБО, чтобы для клиента не было разницы: пришел ли он в банк, работает ли из своего офиса или даже из собственного дома. Качество и объем услуг в любом случае должны оставаться одинаковыми.

Специалисты компании БИС работают над тем, чтобы у клиентов появились новые возможности, и следует отметить, что за последний год нам удалось продвинуться достаточно далеко. Системы дистанционного банковского обслуживания компании БИС («QBIS.Online Частный клиент» и «QBIS.Online Корпоративный клиент») позволяют теперь осуществлять целый ряд дополнительных операций. В нашей системе появилось также электронное хранилище документов (через систему ДБО клиент может помещать документ в электронное хранилище).
НОВЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ КОРПОРАТИВНОГО КЛИЕНТА
  • Оформление паспортов сделок по контракту и кредиту
  • Переоформление паспортов сделок
  • Различные справки к паспортам сделок
  • Заявки на покупку, продажу и конвертацию валюты по курсу клиента
  • Выставление платежных требований
НОВЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ЧАСТНОГО КЛИЕНТА
  • Открытие и закрытие счетов
  • Открытие вкладов
  • Заявки на покупку, продажу и конвертацию валюты по курсу клиента
Следующая задача, решением которой занимаются специалисты компании, также достаточно сложна. Речь идет о кастомизации ДБО под конкретные нужды каждого банка. Заметим, что само понятие кастомизации многозначно, поэтому стоит остановиться на нем подробнее.

Прежде только самые крупные банки продвигали индивидуальное обслуживание. Для большинства остальных это просто не имело значения, главным считалось — предложить те или иные услуги. Но развитие конкуренции вынудило уже не только банки из первой сотни, но и другие, средние по объему кредитные организации, искать те черты, по которым их можно было бы отличить. Соответственно, возникла потребность в том, чтобы и система ДБО была индивидуальной. Например, интерфейс ДБО должен соответствовать корпоративному стилю банка, в частности, стилю его официального сайта. Это требование — не из разряда «веселенькие занавески на окнах», маркетинговые исследования говорят, что подобное решение интерфейса создает дополнительные удобства клиенту, дает ему возможность работать в привычных усло-виях, что, согласитесь, уже есть категория экономическая.

РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЭНЕРГОМАШБАНКА
Структура интернет-банка складывается из двух логических блоков — информационного и платежного. В платежном блоке внедрена возможность производить обмен валюты по выгодному курсу, совершать моментальную оплату услуг, осуществлять денежные переводы по свободным реквизитам, погашать кредиты и производить платежи в бюджет РФ, в частности налоги или штрафы. В информационном блоке пользователю доступны открытие и закрытие текущих счетов, в том числе валютных, подача заявок на выпуск банковских карт любой категории и на оформление потребительских кредитов, полная информация по всем операциям по счету или банковской карте за весь период действия договора без взимания дополнительной платы. Кроме того, с помощью Energoline можно получить информацию о состоянии действующего кредита в Энергомашбанке.
Второе, о чем следует сказать в связи с требованием индивидуализации: необходимость учитывать специализацию банка. Банк хочет иметь не просто некую систему ДБО, обладающую стандартным набором функций. Банку нужен продукт, максимально приближенный именно к его потребно-стям. Примером сотрудничества по разработке такого продукта может быть создание многофункционального интернет-банка Energoline — специального сервиса, реализованного на базе системы ДБО компании БИС для Энергомашбанка. Продукт разработан после анализа существующих на рынке дистанционных банковских технологий и построен на так называемом модульно-кластерном принципе, что практически не ограничивает возможности интернет-банка Energoline по дальнейшему развитию сервисов и повышению функциональности. В самом банке считают, что таким образом удалось фактически предложить клиентам систему следующего поколения, полностью отвечающую потребностям даже самого требовательного клиента.

Особо надо отметить тот факт, что в современных условиях на первый план выходит обеспечение безопасности средств клиента. Несанкционированный допуск к счетам, снятие денег и другие мошеннические операции стали не просто серьезной проблемой для банков — дальнейшее развитие всей банковской системы поставлено действиями преступников под угрозу. Особенно это касается физических лиц. Чем больше выявляется фактов грабежа, тем меньше желающих хранить деньги в банках. Надо сказать, в банковской среде нет по этому поводу единого мнения. Нередко можно услышать предложения развивать в первую очередь систему страхования. Разумеется, это необходимо, но если рассчитывать только на эту меру, то речь пойдет, в сущности, о попытке спрятаться от проблемы. Страховаться надо, но прежде всего нужно принимать меры против жуликов. Именно в связи с этим наша компания ведет активную разработку средств безопасности ДБО. Так, наши специалисты разработали модуль «Противодействие мошенничеству», значительно повышающий уровень безопасности средств клиента.

СИСТЕМАМИ
  • Модуль «Противодействие мошенничеству» АБС QBIS.Bank
  • Оператор связи MFMSolutions
  • Платежный сервис QIWI
  • Электронное хранилище документов
  • Процессинговые центры
  • Системы денежных переводов
Есть и еще несколько направлений развития систем ДБО, которые представляются нам актуальными. Здесь хотелось бы сказать о том, что наша разработка ДБО позволяет интегрироваться с целым рядом систем.

В настоящее время компания БИС ведет работу по обеспечению интеграции с платежными системами и системами денежных переводов. В текущем году мы расширяем перечень платежных систем, с которыми можно работать дистанционно. В частности, уже на выходе — наша новая разработка, обеспечивающая интеграцию с системами MIGOM и CONTACT. Кроме того, наши специалисты занимаются решением задачи по обеспечению возможности подключения к нашей системе ДБО с любого мобильного устройства.

Система дистанционного банковского обслуживания, разработанная и постоянно совершенствуемая нашими специалистами, имеет целый ряд преимуществ, которые позволяют ей пользоваться спросом на рынке. Наша система легко настраивается, у нее быстрый старт, она открыта для модернизации, способна предоставить максимум банковских услуг. И, что хочется подчеркнуть особо, эта система автоматически обновляется вместе с АБС. То есть любой банк, установивший у себя АБС и ДБО от компании БИС, избавлен от необходимости думать о своевременном обновлении системы ДБО: это происходит автоматически, при обновлении АБС.


Скачать статью в pdf.