На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Универсальный гражданин

Автор: Василий Можаев
Издание: Директор информационной службы, N3, Март 2013

Согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в России вводится в употребление универсальная электронная карта, содержащая информацию о важнейших индивидуальных данных гражданина и по сути способная заменить собой ряд документов, в том числе паспорт. Реализации этого проекта правительство России придает большое значение.

Как водится, любому крупному начинанию сопутствует не только экономика, но и политика. Вот и идея ввести повсеместно универсальную электронную карту, пусть и непростое, но все-таки обычное по нашим меркам устройство, вызвала жаркую полемику. Немало граждан, причем вполне светских, выражают недовольство тем, что слишком много информации о них может быть сосредоточено на одной пластиковой карточке, Отсюда и до тотального контроля недалеко, полагают они.

Оставим опасающихся контроля опасаться дальше. Тем более что, похоже, их протесты не услышаны. Государственная власть полагает, что введение УЭК необходимо, потому что полезно. Так что если и есть какая-то опасность для успеха всего предприятия, то кроется она не в сопротивлении граждан, а в «неиспол-нительности» исполнительных органов. Согласно планам правительства, массовую выдачу пластиковых карт должны были начать еще с 1 января 2012 года. Когда время подошло, выяснилось, что ничего не готово, поэтому сроки перенесли на год. А вот переносить их еще раз уже не стали, хотя до готовности снова было очень далеко. И осенью прошлого года руководители ряда регионов с огорчением поняли: а ведь обеспечивать ввод универсальных электронных карт придется. Тем более что у этого проекта есть более чем влиятельный лоббист — председатель правительства РФ.

С 1 января 2013 года электронную карту может получить любой пожелавший того гражданин (ему до-статочно написать соответствующее заявление). А к 1 января 2014 года, согласно планам правительства, такие карты должны быть изготовлены для всех граждан России, вне зависимости оттого, подавали ли они заявления, Понятно, что организационную работу по изготовлению и выдаче карт в пару месяцев не уложишь. Ну так времени у регионов было достаточно. Можно было и самим поработать, и у других поучиться, После выхода правительственного решения об УЭК были определены пилотные регионы, где намечалось отработать весь механизм. Это Москва, Санкт-Петербург, Астраханская, Волгоградская и Новосибирская области, Башкортостан, Татарстан, Там действительно сделано немало. Однако в ряду лидеров неожиданно оказался регион, которого там, мягко говоря, не ждали, — Пензенская область. Согласно данным мониторинга, в течение всего 2012 года эта область находилась в тройке лучших, хотя к пилотному проекту она отношения не имеет.

Каким же образом это получилось? Все довольно просто. Для реализации проекта УЭК прави-тельством России была создана специальная федеральная уполномоченная организация — ОАО «Универсальная электронная карта». Аналогичные структуры возникли и на местах. В частности, правительство Пензенской области еще в мае 2011 года учредило ОАО «Оператор электронного правительства» (ОЭП). Это организатор. А непосредственно разработкой соответствующего программного обеспечения, необходимых информационных систем занимается компания «БИС-Поволжье», возглавляемая генеральным директором Владимиром Капитуровым (дочерняя компания ЗАО «БИС»), Совместными усилиями компаний «ОЭП» и «БИС» при поддержке администрации области и удалось достичь неплохого результата.

Универсальная электронная карта (УЭК) — пластиковая карта, сочетающая в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, платежную банковскую карту.

«Перед нами поставили задачу — решить все вопросы, связанные с организацией процесса подготов-ки и выдачи электронной карты, — рассказывает Олег Звонов, генеральный директор ОАО "Оператор электронного правительства". — Вся необходимая инфраструктура, касающаяся программного обеспечения, нами создана в сотрудничестве с компанией "БИС-Поволжье". Сама карточка, а точнее ее "болванка", есть. Другой вопрос, что функционал, который должен быть заложен в карту, еще окончательно не определен и не существует, но это действительно другой вопрос».

Как объясняет руководитель ОЭП, сотрудничество с «БИС-Поволжье» позволило создать региональный эмиссионный софт, причем, по оценкам специалистов, один из лучших софтов в России. «БИС — надежная мощная команда, которая к тому же находится под боком, — продолжает Олег Звонов. — Компания сделала главное: создала продукт, который является тиражируемым». Это означает, что дело теперь за федеральными структурами, являющимися эмитентами и обязанными обеспечить регионы карточками, изготовление которых поручено Гознаку.

Александр Антонов, начальник управления информатизации Пензенской области, рассказывает о том, что работа над УЭК началась не на пустом месте. В области вели разработку социальной карты и уже ре-ализовали пилотный проект в одном из районных центров области, в Каменке, где, к примеру, можно было по такой карте записаться к врачу. Так что распоряжение правительства РФ, согласно которому все региональные социальные карты отменялись, чтобы на смену им пришла УЭК, не остановило работу, а только немного ее видоизменило. «Набрать сразу весь запланированный функционал будет довольно трудно, — считает Александр Антонов. — Сейчас у нас есть медицинский полис, пенсионный полис, банковское приложение. Плюс надо добавить электронную подпись и транспортное приложение». Это непросто, конечно, но решаемо.

Александр Антонов также объясняет, почему администрацию области устраивает сотрудничество с компанией «БИС-Поволжье»: «Мы сначала хотели купить необходимую нам информационную систему в Москве. Но с нас запросили очень приличные деньги. А когда к работе подключились специалисты из "БИС-Поволжья", та же работа обошлась нам почти на 40% дешевле. Таким образом, привлечение регионального бизнеса позволило нам значительно сэкономить бюджетные средства».

В Пензенской области уже готовы к тестовой выдаче первой тысячи пластиковых карточек. Пока участвовать в проекте будут чиновники. В администрации не скрывают — так проще. Работникам администраций разных уровней не нужно долго объяснять, насколько важно и для области, и для страны в целом внедрение УЭК. Ну и потом, служебную дисциплину еще никто не отменял. Но это, конечно, меры временные. За 2013 год работа всей системы будет опробована, уже сейчас известно, что карточки получат 100 тыс. жителей области. А уже с 1 января 2014 года можно будет смело приступать к выдаче карточек всем жителям области. Разумеется, за исключением тех, кто откажется от пользования этим документом.

На наш вопрос, реально ли, чтобы проект окупился, Олег Звонов уверенно отвечает: «Окупится, хотя и далеко не сразу». Уже подсчитано, что стоимость выдачи одной карты (изготовление, транспортировка, организация пунктов выдачи) обойдется бюджету в 500 руб. В Пензенской области проживает 1,5 млн жителей. Стало быть, расходы будут очень приличные. Но если посчитать, какой может быть экономия, то становится ясно: эти деньги вернутся. Во-первых, не надо будет тратить средства на изготовление и выдачу других документов, которые до сего времени были в ходу (полис ОМС, страховое свидетельство, банковская карта, транспортная карта). Во-вторых, резко сократится необходимость посещать различные государственные учреждения. Следовательно, можно будет сократить число сотрудников, освободятся площади. Между прочим, такую пластиковую карту не страшно будет потерять. Ведь для ее восстановления не понадобится обходить десяток инстанций: вся информация будет храниться в одном информационном хранилище, так что на выдачу новой пла-стиковой карты взамен утерянной понадобится совсем мало времени. Отдельно хотелось бы сказать о функции электронной подписи, которой будет располагать карта. Подобная опция позволит гражданам не только сократить свое пребывание в государственных учреждениях, но и значительно увеличит возможности проводить различные операции, в том числе и финансовые, не выходя из дома. А экономия времени, согласитесь, величина экономическая.

Руководитель компании «БИС-Поволжье» Владимир Капитуров уверен, что участие в данном проекте очень интересно компании и в дальнейшем принесет ей немалую пользу: «То, что мы в состоянии разработать необходимые информационные системы, означает, что наши сотрудники располагают необходимой квалификацией. Мы готовы выполнять и более сложные задачи, а администрация, на основании имеющегося опыта сотрудничества, готова перед нами такие задачи ставить».

Разумеется, всякое новое дело сопровождается бурными дискуссиями, а порой и отчаянными спо-рами. Но думается, в данном случае опасения напрасны. Универсальная электронная карта нужна не для того, чтобы «всех посчитать». С ней действительно удобно. Когда один документ заменяет собой десять других, это значит, что хлопот с ним в десять раз меньше. Впрочем, оставим все эти рассуждения на долю тех, кого волнует идеологическая сторона. У тех, кому поручено проект реализовы-вать, другие задачи: прежде всего обеспечить изготовление электронной карты с соответствующей «начинкой», а затем организовать ее выдачу. Для этого нужно решить множество организационных вопросов, а еще — найти «правильных» разработчиков, способных создать нужные информационные системы для карты. В Пензенской области это сделали. Так что вполне можно приезжать туда и перенимать опыт.
Скачать статью в pdf.