На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Новые задачи требуют новых решений


Издание: Банковское обозрение N3, март 2012

Казахстанский дочерний банк АО «Сбербанк» в начале 2011 года в рамках утвержденной стратегии развития приступил к модернизации АБС. Цель проекта — переход к распределенной IT-архитектуре. Для достижения поставленных задач банк определил своим партнером ЗАО «Банковские информационные системы» (БИС)

Не существует проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда. Любое «последнее слово техники» очень скоро превращается в предпоследнее, а потом просто устаревает, Поэтому в начале 2011 года руководство ДБ АО «Сбербанк» объявило тендер среди компаний, занимающихся разработкой и внедрением информационных банковских систем. Итогом тендера стало заключение соглашения между Сбербанком (Казахстан) и компанией «БИС» на модернизацию автоматизированной банковской системы.

Олег Дрождин,
генеральный директор ЗАО «БИС»

Для нас работа с казахстанским Сбербанком очень значима и несет в себе много плюсов. Во-первых, мы начинаем сотрудничество с дочерним предприятием крупнейшего российского банка, который демонстрирует высокий темп роста, что привлекательно и очень полезно. Во-вторых, это работа на зарубежном финансовом рынке, что, вне всякого сомнения, расширяет наши возможности. И наконец, речь идет о по-настоящему большом IT-проекте, требующем серьезных усилий наших специалистов. Наш договор с ДБ АО «Сбербанк» предусматривает семь этапов, сейчас мы выполняем 3-й этап, идем точно по графику, и у нас нет сомнений, что с задачей мы справимся.


Модернизация АБС крупной финансовой организации, тем более работающей на зарубежном рынке, — проект по определению сложный и дорогостоящий. Для компании, которая берется за такую работу, всегда существует немалая доля риска, в первую очередь репутационного. Поэтому работа по модернизации АБС выходила за рамки обычного технологического обновления. Строго говоря, реализация соглашения стала для компании своеобразным тестом, который нельзя было провалить: по условиям пересдача не предпо-лагалась.

Впрочем, у компании «БИС» уже был достаточный опыт подобного рода проектов. В 2008 году компания осуществила модернизацию собственного продукта, в результате чего на рынок была выведена новая линейка — OBIS. Кроме того, специалистами компании, уже 20 лет работающей на рынке банковских технологий, накоплен большой практический опыт внедрения автоматизированных банковских систем в различных кредитных учреждениях России и ближнего зарубежья. Работала компания и в Казахстане, где у нее есть проверенный партнер — Rescona Group.

Стоит отметить, что, по словам руководителей компании «БИС», именно удачный выбор партнера во многом определил успешное продвижение решений компании на рынок Казахстана. Одним словом, модернизация АБС казахстанского Сбербанка представляет собой для компании «БИС» не эксперимент и не освоение нового сегмента IT-рынка. Это просто работа, хотя и весьма ответственная.

Сергей Инюшин,
заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк»

ДБ АО «Сбербанк» успешно развивается на казахстанском рынке уже пять лет. За последний год банк увеличил объем активов и занимает по этому показателю 7-е место среди всех банков второго уровня в стране. Разумеется, мы не намерены останавливаться на достигнутом. Мы нацелены увеличивать свою долю на казахстанском финансовом рынке, привлекать новых клиентов, улучшать качество обслуживания. Для достижения этих целей банку требуются перемены, поэтому одной из наших приоритетных задач является модернизация автоматизированной банковской системы, которая сейчас успешно осуществляется с помощью ЗАО «БИС».


Модернизация банковской системы, внедренной в казахстанском банке, — это масштабный инфраструктурный IТ-проект, состоящий из нескольких этапов, из начального состояния — к модернизации ядра, затем — к расширению функций и, наконец, переход к целевой архитектуре — такова по-следовательность действий. Самым важным было разработать и внедрить технологию синхронизации старой и модернизированной АБС. Банковское учреждение, тем более крупное, не может остановить свою деятельность ни на день. Следовательно, нужно было разработать такую технологию модернизации, которая позволила бы, с одной стороны, успешно функционировать старой АБС, а, с другой — постепенно вести процесс внедрения модернизированных модулей.

Проект, подчеркнем, находится в стадии реализации, и работа над ним ведется в строгой последовательности. По итогам каждого этапа часть функциональности переносится в модернизированную АБС. Такой пошаговый процесс позволяет совершенствовать систему, не подвергая опасности деятельность всего банковского механизма. Параллельная эксплуатация реализовы-валась за счет синхронизирующего слоя. Отметим особо, что слой этот обеспечивает синхронизацию в обе стороны, то есть одинаково понимает как старую систему, так и новую, что исключает возможность сбоя в работе.

Двухуровневая архитектура АБС плохо масштабируется при росте объемов операций
и не приспособлена для быстрого продвижения
на рынок новых банковских продуктов
Специалисты банка и компании определили целый ряд проблемных точек, которыми следовало заняться в первую очередь. Было очевидно, что архитектура действующей, старой системы — монолитная АБС с символьным интерфейсом и файловым обменом между дополнительными приложениями — не соответствует современным реалиям. Действующая система не обладает достаточными функциональными возможностями, работа филиалов строится на отдельных базах данных. Двухуровневая архитектура АБС плохо масштабируется при росте объемов операций и не приспособлена для быстрого продвижения на рынок новых банковских продуктов. А поскольку ДБ АО «Сбербанк» планирует расширение ассортимента услуг и, соответственно, кратный рост объемов производимых операций, эта проблема была оценена как важнейшая.

Сначала на новую технологию были переведены кассовые операции, что позволило банку автоматизировать бизнес-процессы по приему коммунальных, налоговых и других платежей от населения. Разработанное специалистами БИС программное обеспечение позволяет банку самостоятельно производить настройку как существующих, так и новых стандартных видов платежей.

Следующим этапом стало внедрение модуля «Автоматизированное рабочее место налогового инспектора», предназначенного для формирования, шифрации и некорректируемого хранения слепка всех операций, связанных с денежными операциями с наличной валютой. Работа над реализацией проекта продолжается, и в ближайшее время в банке будут модернизированы и другие модули: «депозиты юридических лиц», «расчетно-кассовое обслуживание» (физических и юридических лиц), «валютный контроль».

Конечная цель данного проекта — переход к распределенной IТ-архитектуре, включающей в себя в том числе разработку и внедрение фронтального решения на основе портальных технологий, интеграцию приложений на основе ESB, автоматизацию бизнес-процессов банка с использованием BPMS. По окончании процесса модернизации автоматизированная информационная система банка будет работать в режиме единого окна, что значительно сократит время обслуживания клиентов и сделает более удобной работу сотрудников. Проект модернизации автоматизированной банковской системы стартовал в мае 2011 года и должен быть завершен до конца 2012 года.

Скачать статью в pdf.