На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Централизация технологических и информационных ресурсов - стратегическое направление развития ИТ ГУТА-Банка

Автор: Сергей Таратынкин
Издание: Банковские технологии №1, 2002

Тему автоматизации крупного многофилиального Банка, каким является ГУТА-Банк, располагающий 40 филиалами, можно раскрывать с разных сторон и рассматривать в разных аспектах. В настоящей статье я остановлюсь только на одном, важном на мой взгляд вопросе -- вопросе баланса централизации и децентрализации технологических и информационных ресурсов банка.

Под технологическими ресурсами далее понимаются программные системы, реализующие какие-либо бизнес-процессы. Под информационными ресурсами понимаются базы данных, с которыми взаимодействуют или которые порождают технологические ресурсы. В совокупности технологические и информационные ресурсы составляют программный комплекс Банка.

При автоматизации многофилиального банка помимо традиционных задач автоматизации -- задач технического и программного оснащения, обеспечения телекоммуникаций, выбора и внедрения автоматизированной банковской системы (АБС) с требуемой функциональностью и другими свойствами -- возникают специфические задачи, которые проистекают из территориальной распределенности банковской структуры. К ним мы относим следующие:

  1. Обеспечение инвариантности продуктового ряда, как для головного офиса (ГО), так и для филиальной сети.
  2. Обеспечение оперативного управления финансовыми потоками - решение задачи казначейства банка.
  3. Решение аналитических задач -- оперативная оценка деятельности различных структурных подразделений банка и всего банка в целом.
  4. Решение задачи оценки деятельности клиентов, выработки стратегии работы с клиентами -- задача класса CRM (customer relationship management).
  5. Обеспечение технологического, финансового и прочего контроля за деятельностью филиалов банка.
  6. Снижение рисков по ряду банковских продуктов: векселям, кредитам.
  7. Создание новых банковских продуктов для крупных корпоративных клиентов, работающих с филиальной сетью. Мы называем это технологией расчетного центра клиента.
  8. Управление персоналом банка.

Эти задачи выходят за рамки традиционных задач автоматизации обычного банка и требуют специальных подходов для их решения. Другими словами, после внедрения в ГО и филиалах банка даже очень хорошей АБС, технологам и ИТ-персоналу требуется приложить еще много усилий, чтобы достичь вышеперечисленных целей. С одной стороны, требуется обеспечить максимальную интеграцию всех технологических и информационных ресурсов, другими словами программного комплекса, в ГО банка, с другой -- "трансплантацию" этих ресурсов практически в полном объеме в филиалы.

Идеологией построения программного комплекса ГУТА-Банка является максимальная централизация всех видов ресурсов в рамках разумной достаточности, которая заключается в том, что данная задача не ставится как абсолютная. Если взять в качестве технологического ресурса автоматизированную банковскую систему (с 1999 г. наш банк работает на ИБС БИСКВИТ фирмы "Банковские Информационные Системы"), то можно видеть, что как ГО, так и каждый филиал имеет собственную установку АБС, и в этом смысле обеспечивается их определенная информационная самостоятельность. Мы рассматривали возможность реализации более жестко централизованной системы, в которой транзакции от филиалов обрабатываются центральным компьютером ГО в режиме "онлайн", либо аналогичной системы, построенной по региональному принципу (подобная схема была реализованна в "СБС-Агро"). Однако проведенный расчет показал, что в этом случае резко увеличивается стоимость всего проекта за счет вводимой избыточности по вычислительной мощности в ГО и резервированию каналов связи. Поэтому было принято следующее решение.

Во-первых, на сегодня в Банке обеспечена информационная централизация по всей филиальной сети. Помимо сбора официальной отчетности, создана технология сбора в ГО от филиалов всей первичной информации: данных по клиентам, счетам, проводкам, документам, договорам. Эта информация собирается в единую базу данных, которая является одним из разделов базы данных ИБС БИСКВИТ, тем самым создается информационная основа для решения вышеперечисленных задач. Таким образом, в ГО Банка сформировано, действует и постоянно расширяется информационное хранилище первичных учетных данных по всей филиальной сети. Другими словами, создан централизованный информационный ресурс при децентрализованном технологическом ресурсе, в данном случае - АБС. Эта технология сбора первичной информации оформлена в виде программного модуля "Хранилище первичной информации филиалов" в составе ИБС БИСКВИТ. Модуль реализует следующие задачи:

Для многофилиального банка:

  • сбор и хранение первичных данных от филиалов в централизованном хранилище головного офиса;
  • автоматизированный контроль полноты и корректности данных от филиалов, в т.ч. проверка на соответствие аналитических данных агрегированным;
  • мониторинг состояния бухгалтерского учета филиалов;
  • анализ и аудит деятельности филиалов банка;
  • формирование управленческой отчетности на основе первичных аналитических данных.

Для корпоративного клиента, имеющего разветвленную сеть собственных филиалов:

  • мониторинг, контроль и оперативное управление консолидированными финансовыми ресурсами.

Таким образом, на основе централизации информационных ресурсов реализуются не только внутренние задачи банка, но и создается новый банковский продукт.

Технология работы модуля "Хранилище первичной информации филиалов" следующая.

Информация от филиалов выгружается процедурами экспорта данных автоматически после завершения операционного дня в заранее установленные интервалы времени или, при необходимости, по инициативе оператора.

Первичные аналитические данные принимаются процедурами импорта в централизованное хранилище. При этом автоматически выполняется контроль поступления данных к назначенному сроку, контроль целостности первичных данных и соответствия их синтетическим данным. При обнаружении ошибок и несоответствий формируются почтовые сообщения и отправляются ответственным лицам в филиалах и ГО.

С помощью интерфейсов и специально разработанных отчетных форм можно получить развернутую картину счетов, движений денежных средств, информацию по клиентам, различную агрегированную информацию.

Во-вторых, кроме рассмотренной технологии сбора информации в ближайшее время в рамках ИБС БИСКВИТ планируется ввод в эксплуатацию технологии централизованного учета собственных векселей банка. Эта задача рассматривается как одна из приоритетных, так как в значительной степени снижает риски при совершении операций с векселями в филиальной сети. В рамках данной технологии, охватывающей весь спектр вексельного учета, предусмотрено ведение в ГО централизованного реестра векселей и обязательная авторизация в режиме "онлайн" при совершении операций с векселями, выполняемых в филиальной сети.

В-третьих, в течение полугода планируется ввод в эксплуатацию модуля депозитарного учета, создаваемого в рамках ИБС БИСКВИТ. Данная технология будет также централизованной и поддерживаться системами удаленного доступа "Банк-Клиент" компании БСС и "Банк--Клиент Онлайн" компании "СтепАп", которые уже сейчас позволяют клиентам банка в удаленном режиме выполнять депозитарные операции.

В-четвертых, помимо рассмотренных централизованных технологий в рамках ИБС БИСКВИТ в Банке введены в эксплуатацию и функционируют другие централизованные технологические и информационные ресурсы:

  • уже упомянутая система удаленного обслуживания клиентов -- юридических лиц "Банк--Клиент Онлайн" (БКО) компании "СтепАп". Эта система организована таким образом, что взаимодействие клиента с ГО или филиалом осуществляется через сайт ГО, после чего документы в режиме "онлайн" передаются на обработку по каналам связи в соответствующий филиал и автоматически закачиваются в АБС филиала в режиме "онлайн". В настоящее время по нашему заказу компания "СтепАп" доработала БКО и на ее основе создала многофилиальную версию, в которой каждый филиал "живет" в своем информационном разделе на центральном сервере в ГО.
  • система удаленного обслуживания клиентов -- физических лиц "Телебанк". Клиенты взаимодействуют с системой "Телебанк" через сайт ГО, взаимодействие персонала филиалов с системой "Телебанк" осуществляется по выделенным каналам связи.
  • система удаленных торгов ГУТА-Брокер, обеспечивающая возможность биржевым игрокам работать на практически всех торговых площадках ценных бумаг.
  • процессинговый центр пластиковых карт BankWorks III. Обеспечивает централизованное ведение всех карточных счетов клиентов Банка и филиалов, предоставляет процессинговую услугу другим банкам.
  • система "Зарплата-Кадры". В ГО ведется единая централизованная БД по всем сотрудникам Банка, включая филиальную сеть. Расчет заработной платы централизован и выполняется на сервере в ГО.
  • централизованные информационные ресурсы, предоставляемые посредством системы корпоративной электронной почты. Информационное наполнение общих папок системы представляет собой информационное хранилище управленческой, финансовой и прочей отчетности, нормативно-справочной и служебной информации.

Подводя итог, хотелось бы сделать следующее обобщение.

Идеология централизации ресурсов является общей тенденцией при организации информационной и технологической поддержки банковского бизнеса. Она позволяет снижать риски, связанные с мошенническими операциями, повышать оперативность управления финансовыми потоками, точно и оперативно оценивать достигаемый финансовый результат, предоставлять клиентам инвариантный относительно их места нахождения банковский сервис на современном уровне, снижать расходы на техническую поддержку, в том числе и на содержание технического персонала. Собственный опыт, а также анализ различных источников показывает, что данная тенденция отражает стратегическое направление развития информационных технологий в банковском бизнесе и будет превалировать в обозримом будущем.

Об авторе:
Таратынкин Сергей Викторович -- Вице-Президент, директор Департамента Информационных Технологий ЗАО "КБ ГУТА-Банк".